Подход к образованию по-английски (часть 2)

27.05.2010 г.
Автор:

Bookmark and Share

Публикуем вторую часть статьи, любезно предоставленной нам автором – Александром Качкаевым, который учится сейчас на магистратуре в City University в Лондоне. Оригинал статьи можно прочитать здесь.

Библиотека

Казалось бы, что может быть особенного в университетской библиотеке? Оказывается, особенными может быть всё. Организация способа оборота книг в CUL, мягко говоря, освежила мне мозг, так как до этого я бывал лишь в «традиционных» библиотеках со шкафчиками-каталогами и вечно уставшими сотрудницами, ищущими и выдающими книги по запросу. Тут же всё устроено в разы эффективней.

Библиотека в CUL огромная. Расположена она на нескольких этажах и под завязку обставлена полками с книгами. При традиционном подходе для обслуживания такого количества литературы понадобился бы не один десяток сотрудников только для того, чтобы работать на выдаче. Весь этот штат заменяют несколько смотрящих за порядком и два человека, сидящих на выходе. Людские ресурсы экономит оригинальный подход.

Вход в библиотеку ограждён турникетами, и, чтобы попасть в часть здания, где она расположена, нужно провести своим студенческим. Сразу за турникетом стоят рамки (как в магазинах), которые не дают возможности унести книгу или журнал, не зарегистрировав их на себя. Книги имеют радиочастотные этикетки многократного использования. Чтобы их деактивировать, нужно с понравившейся книгой подойти к одной из стоек, расположенных по несколько штук на этаже, дать компьютеру считать штрих-код со студенческого, затем ввести свой пин-код и положить книгу штрих-кодом вверх на специальную поверхность. Произойдёт размагничивание полоски и прикрепление книжки к аккаунту студента. Всё, можно класть книгу в рюкзак и спокойно выходить.

Получается, что любой учащийся имеет полный физический доступ ко всем материалам и может выбирать и пролистывать книги перед тем, как взять что-то домой. Хотя выносить книгу совсем необязательно — есть читальный зал, даже несколько. На некоторых этажах расположены закрывающиеся комнаты, где можно поучиться в группе, не мешая остальным. Библиотека работает до полуночи, в выходные — до 9 вечера, а в сессию — круглосуточно.

Для поиска литературы существует университетский порталlibrary.city.ac.uk, на котором можно найти любую книгу библиотеки и узнать, где именно она лежит, сколько экземпляров имеется в наличии и на сколько дней её можно взять. В библиотеке дополнительно стоит несколько рабочих станций, имеющих доступ к каталогу, но отключенных от Интернета. Их наличие упрощает нахождение внезапно понадобившейся книги. Система поиска довольно интеллектуальна и позволяет фильтровать выдачу по таким критериям как год, издательство, авторство, тема и т. д. Можно добавить книгу в закладки, составить список любимых книг, сразу перейти на сайт Amazon, если появилось желание её купить, и многое другое.
Интересно, сколько сотен таких поисковых систем-каталогов было бесплатно сделано студентами российских ВУЗов в рамках дипломных проектов и похоронены сразу после выставления «отл.»?

Иногда книга даётся на ограниченное время, например, на неделю (всё зависит от её популярности и количества закупленных штук). Если к концу срока появилось желание растянуть процесс чтения, то продлить книгу можно, не выходя из дома, на портале библиотеки. Студентам, забывшим о том, что они что-то должны вернуть, система вышлет оповещение на электронную почту и начислит штраф особо зачитавшимся товарищам. Возврат литературы происходит также без участия персонала, в режиме самообслуживания. Достаточно отсканировать штрих-код книги и бросить её в специальную урну. В конце рабочего дня все возвращённые книги проверятся, отсортируются, откатятся на тележках к родным стеллажам и вернутся обратно на полки.

Эта система — не разработка университета, а готовое решение от компании 3M, занимающейся оборудованием для библиотек.

Кроме «материальных» книг и журналов, студенты могут пользоваться несколькими закрытыми платными базами, содержащими большое количество электронных книг, журналов, научных публикаций. Все они доступны через сайт университета после авторизации. Практически всё из этого материала невозможно найти в Интернете, потому что предоставляется только по подписке. Университет платит за такое «удовольствие» огромные деньги, но это часть обучения, такое должно быть, и это правильно.

Ведение лекций

Ходить на лекции абсолютно необязательно, а уж тем более что-то на них писать. Они проводятся для подачи знаний и разъяснения материала, а не для того, чтобы собраться и устроить обряд коллективного переписывания зачитанного вслух конспекта. Нет проверок тетрадок и допусков к экзамену по результату посещений. Почему? Потому что цель образования не в этом, а в получении навыков и информации и проверки конечного результата. Знания измеряются во время экзамена и по факту сдачи семестровых работ, а не по количеству минут, которые студент смотрел преподавателю в рот и переписывал абсолютно непонятные для себя термины.

Обычно весь материал лекций есть в электронном виде. Он доступен всем студентам на сайте университета с самого начала семестра (каждому студенту доступен только материал тех предметов, которые у него ведутся, что логично). Самые распространённые форматы — презентации Microsoft Power Point и документы PDF. Перед тем, как собраться на лекцию, можно прикинуть, о чём пойдёт речь, и решить не ходить, либо, наоборот, подготовить какие-нибудь вопросы по теме. Часто студенты заранее распечатывают материал презентации и делают пометки на своих листках, пока преподаватель обо всём подробно рассказывает. Перед экзаменами эти распечатки — лучший помощник для подготовки. Одним словом, нет никакого маразма и создания искусственного ограничения доступа к материалу, что позволяет студентам использовать время максимально для себя эффективно.

В каждом лекционном зале установлено специальное оборудование, одинаковое во всём университете. В комплект входят стол, компьютер с монитором на подвижной подставке, проектор и электронный кодоскоп (оверхед-проектор, имеющий камеру и подключенный к компьютеру). Авторизация на таких компьютерах происходит так же, как и на любых других машинах университета — при помощи единого логина и пароля. Это очень удобно. Например, перед ответом на семинаре можно накидать необходимые файлы на свой рабочий стол на другом компьютере, и, залогинившись, начать выступление без всяких заминок с флешками и прочей ерундой.

Кстати, мне нравится, как здесь построено взаимоотношение между преподавателями и студентами — я увидел гораздо больше взаимного понимания. Нет ощущения, что разные поколения людей живут в разных мирах. Как мне кажется, британцы с возрастом вообще не сильно подвержены «консервированию», и не ощущается пропасть между людьми разных возрастов. Например, в местных барах за соседними столиками можно увидеть студентов, бизнесменов и пенсионеров, и это нормально. Хочется, чтобы у нас такое тоже стало возможным.

«Мелочи»

Мир состоит из деталей и мелочей. Кто не умеет учитывать их во время работы, не сможет получить преимущества перед другими. Мелочи позволяют оценивать качество той или иной системы, и в то же время способны делать жизнь приятнее, а иногда даже спасти её. В этом последнем (к счастью для читателя) разделе статьи будет приведён краткий обзор тех вещей, без которых, как некоторым может показаться, «и так всё бы работало». При этом эти вещи не перестают быть важными, и их присутствие ещё раз говорит об интеллекте тех, кто ответственен за ВУЗ.

Система навигации и дизайн

В CUL можно встретить хороший пример того, какой должна быть навигация по учреждению, какими могут быть информационные плакаты и объявления, да и вообще внешний вид университета. За всё время я не встретил ни одной официальной вывески, смотреть на которую было бы неприятно.

О системе навигации в двух словах: каждое здание на всех планах и схемах имеет свой цвет, что позволяет легче сориентироваться. Повсюду развешаны таблички с указателями. Форма табличек позволяет при необходимости без особых затрат добавить или убрать тот или иной пункт, а шрифт и внешний вид подобраны так, чтобы люди по этим табличкам ориентировались, а не размышляли над дизайном, глядя на них. Мне не удалось найти в Интернете план, о котором я говорю, в нормальном качестве (схемы на сайте более общие), поэтому увидеть его можно только на моей кривоватой фотографии.

Обо всём подробно рассказать не получится. Просто посмотрите, если есть желание:

Забавный факт: на дверях кабинетов некоторых преподавателей есть своеобразные таблички в форме часов со стрелкой, говорящей о том, свободен ли сейчас человек и есть ли он на месте. Оригинально и практично.

Доступность, продуманность возможных чрезвычайных ситуаций

В университете нет ни одной комнаты, до которой бы затруднительно было добраться человеку с ограниченными возможностями и нет ни одной двери с порогом. Это даже не особенность университета, а государственный стандарт, принятый уже давно и строго соблюдающийся не только на бумаге. В один ряд с возможностью без проблем передвигаться по ВУЗу встают голосовые оповещения в лифтах, шрифт Брайля на вывесках в некоторых местах, возможность для людей с ограниченным зрением менять стиль веб-сайта университета и так далее. Всё это — один из показателей культуры общества и страны.

Интересно, много ли людей когда-нибудь задумывалось о том, как можно эвакуировать колясочника в случае пожара в здании? Проблема в том, что лифтами пользоваться нельзя, а унести на себе взрослого человека может не каждый. Как раз для таких ситуаций (которые, по подсчётам британских учёных, происходят не чаще, чем раз в 9000 лет) в университете рядом с каждой лестницей к стене прикреплены специальные складные стулья (evacuation/escape chairs). У каждого такого стула есть телефон экстренной связи для того, чтобы можно было попросить о помощи, если вокруг никого. Так какстатья на Википедии про эти стулья несерьёзная, позволю себе привести ссылку на рекламный видеоролик.

Элементы экстренной навигации соответствуют не только требования пожарников, но и здравому смыслу — табличку «Powder go away»здесь не найти. Двери запасных выходов не закрыты на ключ (на случай терроризма), а по периметру зданий расположены точки сбора людей после эвакуации (emergency assembly points). Вот, где настоящая забота о жизни и здоровье людей.

Неофициальная жизнь

На первом этаже одного из зданий университета есть бар: обычный бар, где продают обычное пиво, и где можно просто посидеть. Единственное его отличие от других похожих мест — необходимость показывать студенческий на входе. В баре время от времени проводятся некоторые неофициальные мероприятия и вечеринки. Раз в неделю здесь собирается университетский клуб игроков в покер, и люди играют между собой в на небольшие, но настоящие деньги. Такой «беспредел» по меркам среднестатистического взрослого россиянина, как ни странно, проходит без каких-либо инцидентов: никто не бьёт стёкла в радиусе километра, не устраивает разборок и драк. Успеваемость также не снижается. Университет при этом получает «дополнительные плюсы в карму», а студенты хорошо, культурно и безопасно проводят время. В итоге абсолютно все остаются довольны.

Ещё в университете есть много зон для отдыха и времяпрепровождения.

Заключение

Зачем я это обо всём этом рассказал? Я надеюсь, что среди прочитавших эту статью есть люди, которые работают, либо будут работать в сфере российского образования и хотели бы что-то изменить у себя на кафедре, факультете, ВУЗе. Чтобы начать улучшать вещи вокруг себя, не всегда нужны финансовые вложения: иногда достаточно идеи, желания и отсутствия пессимизма. Если моя статья послужит поводом что-то изменить в работе хотя бы одного преподавателя, значит, я не зря потратил время.

Чтобы дипломы большинства российских ВУЗах ценились во всём мире также, как и британские, нужно много и усердно работать. Если ничего не менять, российские студенты так и будут после сдачи диплома бегать по несколько дней и подписывать обходные листы, а кто-то — стараться искать способы обойти маразм преподавателей, и всё это будет продолжаться до тех пор, пока заниматься подобным станет либо некому, либо негде.

* * * * ½   Total points:39

Теги: , , , , , ,

комментария 2

  1. Лера

    Интересно, я вот думала, что хабрхабр это только айтишный сайт/блог)

  2. Лера

    «Они проводятся для подачи знаний и разъяснения материала, а не для того, чтобы собраться и устроить обряд коллективного переписывания зачитанного вслух конспекта.»

    ))) хехе, отлично) голосую за это!)

Написать комментарий

Каждый может стать нашим автором!



Смотрите также



EdUKation everywhere



Свежие комментарии



Календарь записей

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  


Архивы



Mouse Eye Tracking by PicNet software development services