После посещения шести школ-пансионов в Великобритании в очередной раз задумалась: а все-таки, как учиться лучше – вместе или врозь? Приехав домой, решила подробней изучить вопрос, и хочу поделиться результатом небольшого исследования.
При упоминании о мужских и женских школах в памяти людей, выросших в СССР и на постсоветском пространстве, в первую очередь всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей.
Идея раздельного обучения не нова. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие полов. Но стоит обратить внимание, что в современном обществе значительное число сторонников раздельного обучения составляют как раз феминистки: они считают, что в совместных школах основное внимание по умолчанию уделяется мальчикам, под которых и строится весь учебный процесс, а девочки оказываются предоставленными сами себе.
Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.
У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания. Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в “девчоночьих” классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.
Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Например, девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.
У девочек по сравнению с мальчиками гораздо более заниженная самооценка: если мальчики склонны преувеличивать свои способности и достижения, то девочки – наоборот, и эту разницу можно и нужно корректировать с помощью дифференцированного подхода. Необходимо учитывать и различие в мотивации: если девочки в основном склонны усердно заниматься для того, чтобы получить одобрение учителей, то мальчиков скорее побудит к старанию не похвала, а интересный материал.
Было установлено, что девочек лучше развит слух – особенно на тех частотах, которые наиболее важны для распознавания речи. Это означает, что громкий голос учителя для девочки будет звучать как крик, в то время как мальчик просто не будет воспринимать более тихий голос и начнет отвлекаться. Также следует помнить, что стресс положительно влияет на то, как усваивают новый материал мальчики, но с девочками дело обстоит в точности наоборот. Мальчикам требуются более частые и длинные перемены между уроками, что никак не учитывается в совместных школах. Дети, которые не могут найти выхода для лишней энергии, на уроке начинают вертеться и перестают слушать учителя.
Ученые из британского университета Эксетера исследовали поведение детей на уроках в школе и выяснили, что во время занятий мальчики в определенном смысле подавляют девочек: они более активны, чаще поднимают руку, дают больше вариантов ответов (хотя процент правильных среди них не больше, чем у девочек). Происходит это при бессознательном поощрении учителей: в ходе исследования обнаружилось, что поведению и ответам мальчиков уделяется с их стороны намного больше внимания. Впрочем, статистика говорит о том, что такая ситуация никак не влияет на успехи в учебе: процент успеваемости среди девочек всегда выше, чем у мальчиков.
Стоит вспомнить о другой проблеме – пресловутое отсутствие у девочек математических способностей. В 2002 году в Великобритании были опубликованы результаты широкомасштабного исследования, которое проводилось среди 370 тысяч студентов: подтвердилось, что девочки из раздельных школ гораздо более склонны к тому, чтобы в дальнейшем посвятить себя изучению математики, физики и информатики. Причины просты: в силу естественных различий математические способности девочек развиваются позже, чем у мальчиков, а ученицы женских школ имеют возможность развивать эти способности в своем собственном темпе. Похожим образом обстоят дела и с отношением к гуманитарным наукам среди мальчиков: ученики раздельных школ не так боятся проявлять себя в дисциплинах, которые традиционно считаются «немужскими».
Как бы ни относились педагоги к однополому и совместному обучению, сторонниками, какой бы позиции они не были, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек. И хочется, в заключении сказать: «Школы разные нужны, школы разные важны!» – ведь при широком выборе образовательных учреждений, выбор типа обучения остается за родителями.
1 comment