От математики к экономике
В Англии я шестой год. После окончания одиннадцатого класса в Украине я окончил Sixth Form (12-й и 13-й классы) в английской школе, где получил диплом IB, что и было основанием для дальнейшей учебы в Кембридже. А уже на третий год вузовского обучения я подавал документы на магистратуру и из всех предложенных мне вариантов остановил свой выбор на Оксфорде.
Когда я только начинал учебу в Англии, то думал, что, скорее всего, для изучения в университете выберу математику или физику. Но после года изучения экономики в английской школе я понял, что именно в этой дисциплине я могу найти наиболее практическое применение своих познаний в точных науках. Скорее всего, на выбор повлияли мои преподаватели экономики в школе, а также мой школьный академический наставник.
Из Кембриджа в Оксфорд
Два фактора сыграли решающую роль в моем выборе Кембриджа как места для бакалаврского обучения. Во-первых, кембриджский факультет экономики имеет устойчивую репутацию мирового уровня и предлагает бакалаврский курс, который является, пожалуй, самым углубленным и сложным в Европе, а возможно, и в мире. В последнем я мог убедиться уже в магистратуре в Оксфорде, где мне удалось сравнить уровень своей подготовки с уровнем студентов, пришедших из других университетов.
Во-вторых, как город Кембридж (впрочем, как и Оксфорд) идеально обустроен для студентов и обеспечивает безупречную атмосферу для учебы и исследований. К сожалению, Оксфорд не предлагает отдельный бакалаврский курс по экономике, что в какой-то мере упростило мой выбор.
Переезд в Оксфорд на магистратуру был обусловлен желанием разнообразить мой академический кругозор и расширить круг общения. Также на выбор повлиял тот факт, что, в отличие от Кембриджа и абсолютного большинства других английских университетов, Оксфорд предлагает двухгодичную магистратуру. Последнее дает дополнительный год для принятия решения по поводу дальнейшего продвижения в аспирантуру или же поиска работы.
Более ста библиотек на один город
И Кембриджский, и Оксфордский университеты имеют сложную организацию. Помимо предметных факультетов, куда студенты ходят на лекции и где проводятся исследования, университетский городок разделен на колледжи, вокруг которых сконцентрирована социальная жизнь. В Кембридже таких колледжей тридцать один, а в Оксфорде – тридцать восемь. А еще и в Кембридже, и в Оксфорде очень много библиотек – более ста в каждом городе. Мне сложно комментировать, насколько современно оснащены другие факультеты, но и в Кембридже, и в Оксфорде у меня был и есть доступ ко всем ресурсам, включая необходимое программное обеспечение.
Быть круглым отличником мало
«Хороший студент» в Англии – это не только круглый отличник, но и человек, достигающий академических вершин, успевая при этом участвовать в студенческой жизни, представлять свой колледж или университет на спортивных соревнованиях или в других внеклассных мероприятиях (например, на дебатах), при этом оставаясь ненавязчивым и скромным человеком. Этот принцип находит отражение и в системе поощрений, которые мне удалось увидеть в Кембридже и Оксфорде. Например, помимо материальных и статусных наград за академические заслуги (как, например, лучшая комната в общежитии), существуют награды за спортивные достижения и даже специальный статус – University Blue – для кембриджских спортсменов, сумевших выиграть соревнования у Оксфорда, и наоборот.
Упор на индивидуальную работу
В Кембридже день начинается с утренних лекций, которые, кстати, необязательны для посещения. После обеда у студентов – так называемые supervisions (коллоквиумы), которые представляют собой обсуждение заранее подготовленной работы в маленькой группе (от одного до четырех человек) с профессором. Интересным фактом также является то, что посещать можно как лекции из твоего курса, так и любые другие лекции. В Оксфорде похожий принцип с лекциями, но вместо занятий в маленьких группах после обеда – занятия в больших классах, где в роли преподавателей выступают аспиранты.
В общем, как в Кембридже, так и в Оксфорде большой упор делается на индивидуальную работу. Знания, необходимые для получения самых высоких баллов на экзаменах, не ограничены материалом лекций, таким образом, поощряется личная инициатива в более глубоком изучении предмета. Впрочем, экзамены в Кембридже (как и в Оксфорде в магистратуре) проводят только один раз в год, что делает заучивание материала практически невозможным и делает необходимым его более глубокое понимание и осмысление. Думаю, в этом состоит большое отличие британского образования от высшего образования в Украине.
Дальнейшие планы
Мои профессиональные интересы сконцентрированы на применении моих экономических знаний в области макроэкономической политики и финансов. Во время учебы в Кембридже я проходил летнюю практику в одном из инвестиционных банков Лондона, а непосредственно перед переездом в Оксфорд получил опыт работы в одном из центральных банков. Надеюсь, что когда-то смогу полностью реализовать свои навыки и знания в Украине.
Советы будущим студентам
Во-первых, при подаче документов в английские университеты всегда задавайте себе вопрос: почему я? Хорошим университетам нужны люди с хорошими оценками. Лучшие университеты ищут не просто отличников, а личностей, чье мышление и заинтересованность в предмете выходят за рамки способности хорошо сдавать экзамены. Если бы в Кембридже интересовались только оценками, то свои экзамены там бы точно проводили чаще, чем раз в год.
Во-вторых, уже в университете пытайтесь получить больше, чем просто опыт посещения лекций. Войдите в комитет университетского сообщества, посещайте мероприятия с участием всемирно известных выступающих, изучите британскую кухню, в конце концов. Лекционные слайды можно загрузить из Интернета даже не будучи студентом, а вот личный опыт и общение с людьми загрузить будет сложнее.
В-третьих, студенческая виза дает возможность проходить практику в Великобритании во время долгих каникул. Вне зависимости от того, где вы собираетесь строить карьеру в будущем, опыт работы в Туманном Альбионе – это заряд профессионализма, которого хватает очень надолго.
1 comment
Пользуйся шансом, посещай как можно больше лекций, потому что в таких университетах учителя – не просто учителя, а учителя с большим опытом которые выходят за рамки программы, а люди учащиеся там – не “везунчики”, как все говорят, а те кто просто хотят осветлить себе будущее, чтобы перед ними открылись все двери. Например у меня в “бомба лингвистической гимназии” , как все говорят учатся даже двоечники! Не думаю, что они здавали тест. Тем более, у меня учебники по английскому на 6 класс ВООБЩЕ БЕЗ НОВОЙ ТЕМЫ! Мы с мамой были в шоке. Вот и сейчас у меня мечта: поступить или в Гаравард, или в Ельский университет, или в Принстон, или в Кембридж… Твоя статья меня вдохновила. Спасибо!!!)))?☺️