Английский университет: как это работает на практике

03.12.2014 г.
Автор:

Bookmark and Share

Нередко приходится слышать о том, что высшее образование «оторвано от жизни», «слишком абстрактно», «имеет мало практической ценности» и т.д. В прошлом году я отправилась в Queen Mary, University of London изучать Лингвистику, и на личном опыте убедилась, что к английскому образованию эти нарекания никакого отношения не имеют. Год учебы в Лондоне обеспечил не только солидную теоретическую базу, но и предоставил множество шансов «примерить» на себя практические аспекты специальности.

Queens` Building – главный корпус университета Queen Mary

Queens` Building – главный корпус университета Queen Mary

Первое впечатление от университета – идеально отлаженный механизм для учебы, который, тем не менее, подстраивается под нужды конкретного студента. К примеру, можешь сам выбирать половину всех предметов, то есть не любишь зубодробительный синтаксис или семантику – не учи, а выбирай то, что соответствует твоему научному интересу. Помимо отлично организованного учебного процесса (расписание на год вперед, молниеносное решение бюрократических вопросов и т.д.), студентам доступны разные службы для своего рода развития и поддержки. Центр трудоустройства, или Career Service, проводит семинары и консультации о том, как искать работу, писать резюме и проходить собеседования. Для студентов, которые испытывают трудности с английским, открыты специальные группы помощи, где специалист может вместе со студентом вычитать работу и указать на её недостатки.

О выбранной учебной программе среди студентов английских ВУЗов принято говорить не cтолько «I study Linguistics» (я изучаю лингвистику), сколько «I read Linguistics» (букв. «Я читаю лингвистику»). Это может показаться несколько несуразным, но уже через первые пару недель понимаешь всю меткость этого выражения, потому что поначалу 80% от времени, потраченного на учебу, уходит именно на чтение. И читать приходится не сказки на ночь, а научные статьи, напичканные научной терминологией. Преподаватели не ленятся распространять подробный список обязательных и дополнительных источников, которые необходимо прочитать на каждый семинар. Также поражает легкость доступа к материалам – не нужно часами бороздить просторы интернета в поисках нужного автора. Все необходимые статьи можно скачать прямо из единой университетской системы. Собственно, на занятии уже идет обсуждение теории/метода/результатов исследования, и, если ты заранее не прочитал статью, все слова однокашников могут показаться китайской грамотой. Хотя устные выступления на оценку не влияют, мотивация выполнять домашние задания резко возрастает, ведь ролью молчаливого слушателя ограничиваться не хочется никому.

первые проблески солнца в Victoria Park

Первые проблески солнца в Victoria Park

Без-имени-1

Обитательницы моего блока в общежитии - уроженки 3 континентов

Однако подробное обсуждение чужих работ служит лишь базой для проведения собственных исследований и практических работ. Например, нам надо было записать на диктофон так называемое социолингвистическое интервью с носителем языка, а потом, основываясь на этих данных, провести количественный анализ речи. Курс «Лингвистическая антропология» предполагал «полевые исследования», так что раз в неделю я отправлялась в музей изящных искусств the Wallace Collection изучать коммуникативные стратегии экскурсоводов. Все это было чертовски занимательно, во многом благодаря тому, что предметы эти выбирала я сама, а не безликий дядя-методист. На мой взгляд, трудно найти более сильную мотивацию для студента, чем его собственный интерес, — и в этом сила английской образовательной системы.

В Эдинбургском замке

В Эдинбургском замке

Одна из причин, по которой я предпочла Queen Mary прочим университетам, был курс под названием Research Practicum («Исследовательский практикум»). В течение одного семестра студенты, выбравшие его, могут проходить практику либо у одного из профессоров университета ( то есть участвовать в реальных исследованиях), либо стажироваться вне университета, например,в Би-би-си (the ВВС) или Британской библиотеке (The British Library). То есть студенты могут получить реальный практический опыт еще во время магистратуры, и это замечательно!

В рамках своей стажировки  в Британской библиотеке я составляла лингвистическое описание для проекта Voices of the UK («Голоса Британии»). Не секрет, что с течением времени произношение, лексикон и грамматические конструкции языка претерпевают всяческие изменения. Поэтому мы говорим на родном языке чуть-чуть не так, как наши бабушки и дедушки, еще понимаем язык столетней давности, но говорим уже иначе, а вот вникнуть в смысл текстов 15-го или 16-го столетия могут уже только лишь специалисты. Проект Voices of the UK нацелен на то, чтоб оставить «для потомков» британский английский образца XXI века, для чего по всей стране было сделано более 303 звукозаписей бесед обычных граждан. Участникам предлагалось назвать синонимы для списка из 40 слов; особенно поощрялись примеры и фразеология из местного говора. Таким образом, был собран уникальный массив данных, который нуждался в описании, чем мы с моим куратором – начальником отдела Социолингвистики Британской библиотеки — и занимались. О трудностях и радостях стажировки подробнее можно прочитать здесь.

Памятник Гамлету на родине Шекспира - городок Стрэдфорд-на-Эйвоне

Памятник Гамлету на родине Шекспира - городок Стрэдфорд-на-Эйвоне

А еще мы с друзьями успели сходить в поход по Озерному краю

А еще мы с друзьями успели сходить в поход по Озерному краю

Однако стажировка в Британской библиотеке – это больше, чем просто стажировка. Можно посещать конференции и лекции для сотрудников (т.к. студент на время стажировки считается сотрудником библиотеки), бесплатно ходить на выставки библиотеки и много, много чего еще. За время Research Practicum я успела поучиться танцам эпохи Барокко, сходить на выставку о Георгианской Британии, не считая семинаров по региональным акцентам британского английского. Словом, «Исследовательский практикум» оправдал себя на все сто.

Озерный край, графство Кумбрия, север Англии

Озерный край, графство Кумбрия, север Англии

А что же дальше? Этим вопросом задается чуть ли не каждый выпускник, особенно после окончания магистратуры. Как известно, «семь раз отмерь – один раз отрежь», что в контексте выбора профессии можно переиначить как «семь раз попробуй – один раз выбери». В этом смысле учеба в Queen Mary принесла огромную пользу, так как большое количество практических заданий и стажировка существенно помогают установить, чем тебе нравится заниматься и что «идет», а что — нет. Нравится исследовать? – иди в аспирантуру. Любишь делать презентации — стоит задуматься об учительской карьере. В любом случае, какой выбор не сделаешь – каждый будет твой, а много практики помогает лучше понять себя и выбрать правильное направление.

Стоунхендж

* * * * *   Total points:30

Теги: , , , ,

комментария 2

  1. Adusar

    Это капитально! Спасибо за такой вдохновляющий отчет!

    • Diana

      Жаль, что тебя на презентации не было, которую нам провела Марина. Там было не менее капитально ))

Написать комментарий

Каждый может стать нашим автором!



Смотрите также



EdUKation everywhere



Свежие комментарии



Календарь записей

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Архивы



Mouse Eye Tracking by PicNet software development services