О таких студентах, как Мария, британцы обычно говорят bright student. Красный диплом киевского университета им. Шевченко, пять лет опыта работы в большой юридической компании в Украине и поступление на программу LLM (магистр права) в University of Glasgow – один из сильнейших британских вузов по юриспруденции.
Мария успешно окончила магистерский курс в Шотландии и планирует продолжить обучение на программе GDL (Graduate Diploma in Law), прохождение которой дает возможность работать барристером или солиситором в Англии.
К нам в офис Мария пришла поделиться впечатлениями о жизни и учебе в Шотландии. Те, кто собирается поступать в британский университет, почерпнут из интервью с Марией много интересного и полезного.
– Мария, у вас уже есть опыт обучения и в украинском, и в шотландском университете. Сравнивая их, какие главные отличия вы можете выделить?
– Высшее образование в Шотландии очень сильно отличается от украинского. Это в значительной мере self-study, то есть самостоятельная работа студента. В Украине все построено на запоминании, накоплении определенной базы знаний. В Шотландии же акцент делается на развитие студента как человека мыслящего, на выработку таких навыков как creative thinking (творческое мышление) и critical thinking (критическое мышление). Это два кита, на которых построен весь учебный процесс. Главное для студента – научиться аргументировать свою позицию.
Одним из самых популярных заданий (которого нет в Украине) является написание эссе. Это такое короткое сочинение, в котором неважно, какую точку зрения вы для себя приняли, – главное грамотно ее обосновать. И преподавателей при оценивании больше интересует не само ваше мнение, а ваш процесс мышления – как вы пришли к такому выводу.
Такой навык очень помогает в дальнейшем – и в работе, и в других сферах жизни. Из британских университетов студенты выходят цельными личностями, а не так, как у нас, – просто специалистами с узким багажом знаний, которые вы не знаете, как применить.
С экзаменами то же самое. В британском университете вам дают конкретную задачу, при решении которой вы показываете, как можно применить полученные знания на практике. То есть это не просто ответ на вопрос – это решение реального «кейса».
– Что вы можете сказать о преподавателях?
– Лекции читала профессура, а на семинарских занятиях это были молодые практики. Их главная задача – стимулировать наш профессиональный рост. Например, задать неоднозначный вопрос и подтолкнуть нас к участию в дискуссии. И когда 15 человек вовлечены в обсуждение, это безумно интересно. Такая ситуация заставляет вас быстро мыслить и находить аргументы.
Еще важно то, что между студентами и преподавателями не существует иерархического барьера. Я слышала об этом раньше, но не понимала, как это, пока не прочувствовала на себе. Мы могли вступить в жесткую полемику с преподавателем, и он совершенно не обижался. Наоборот, это даже поощряется!
Безусловным преимуществом британской системы является индивидуальный подход преподавателя к каждому студенту. Если в Украине на одного преподавателя – 200 студентов, то здесь не больше 30, а чаще всего 15–20. Ты общаешься с преподавателем по имейлу, регулярно встречаешься, получаешь feedback (отзывы о своей работе), только проявишь интерес – тебе тут же предложат дополнительную литературу. И каждый преподаватель знает всех студентов в лицо и пофамильно.
– Какие еще особенности учебного процесса вы бы выделили?
– В Шотландии наука в целом отличается от нашей. Для того чтобы написать короткую научную статью, нужно проанализировать громадное количество материала. Это займет минимум месяц. Мне кажется, это более эффективная система, чем у нас.
Я не вижу смысла просто запоминать информацию – эффект от этого небольшой. А вот когда ты сам пришел к чему-то путем обработки огромного количества информации – это уже твое, честно заработанное, и оно остается с тобой навсегда.
Но учиться в украинском вузе сложнее. В Шотландии у меня было больше свободного времени. А в Украине, я помню, – занятия с утра до вечера, каждый день по пять лекций, вечно не хватает времени, чтобы подготовиться к семинарам, и каждый день ты бегаешь, как сумасшедший.
В Глазго у меня все это проходило более осознанно. Если вам дают четыре семинарских занятия, то у вас есть целая свободная неделя, когда вы сами учитесь, ходите в библиотеку, отвечаете для себя на все эти вопросы.
– Но при этом преподаватели помогают как-то?
– Они дают списки литературы для обработки. А помогают сами вопросы к семинару. Они построены таким образом, что, отвечая на них, вы уже ищете разные пути решения проблемы, сравниваете, анализируете.
– Не было ли у вас, как у иностранного студента, чувства растерянности поначалу?
– Нет, что вы, об этом не могло быть и речи. Вся инфраструктура университета построена с заботой о студенте. Вас десять раз проинформируют обо всем, напишут имейл, расскажут, что где находится, – потеряться практически нереально.
– А с английским были трудности?
– Изначально я приехала в Глазго с не очень высоким уровнем английского – IELTS 6.5. И в первые два месяца мне было сложно с терминологией – все время сидела со словарем. Но когда постоянно находишься в нужной среде, читаешь статьи, пишешь эссе, общаешься – язык очень быстро совершенствуется и в словарном запасе появляется нужная терминология.
В целом же языковая адаптация проходила быстро и легко, так как на моем факультете 90% студентов – иностранцы. Так что мы все были в равных условиях.
– Расскажите о ребятах, с которыми вы учились: кто они, какого возраста, из каких стран?
– У нас на LLM International Business Law было 80% китайцев и 20% европейцев, из которых 18% – англичане и 2% – шотландцы. Для шотландцев обучение бесплатное, и им очень сложно поступить.
По возрасту в основном это были такие же студенты, как и я. Я была приятно удивлена этим, так как думала, что буду там старше всех. Но со мной вместе учились преуспевающие юристы, например, из Германии. Они работали в международных компаниях во Франкфурте и приехали в Шотландию, чтобы получить новый опыт и еще один диплом.
С такими одногруппниками было очень интересно учиться. Все семинары были построены на дискуссиях: мы обменивались разными мнениями, дискутировали между собой и с преподавателями. Но дискуссии проходили только между европейцами, китайцы в этом не участвовали.
– Им было тяжело поддержать разговор?
– Им легче всего учить математику, я так понимаю, они в этом сильны. Но это было так смешно – у нас, европейцев, даже анекдоты по этому поводу ходили. Их о чем-то спрашивает преподаватель, а они такие перепуганные, как будто им пытки устраивают. И причем они совсем не глупые, а очень умные ребята. Просто у них в стране другой подход к обучению.
Как потом они мне объяснили, у них система образования построена на том, что преподаватель читает лекцию, а все должны старательно записывать и никаких вопросов не задавать. Если ты задаешь вопросы, тебя там чуть ли не ругают. И поэтому они и в Британии боятся задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения.
Но в целом они большие молодцы. Они очень стараются, и трудолюбию у них можно только поучиться.
– Как много всего интересного можно узнать о других культурах! А какие национальности были представлены в вашем студенческом общежитии?
– Я жила с классными девчонками со всего мира: из Канады, США, Бразилии, Франции. Очень много американцев – во-первых, обучение в Шотландии дешевле, чем в Штатах, а во-вторых, для получения PhD (степень доктора философии) нужно учиться три года, а не пять, как в Америке.
– Как вам Глазго? Вы бы рекомендовали этот город студентам?
– Да, вы знаете, он очень комфортный. Во-первых, это не такой маленький студенческий городок, как Кембридж или Оксфорд. Это большой город с хорошо развитой инфраструктурой, где каждый найдет для себя что-нибудь интересное. Но при этом жить здесь намного дешевле получается, чем, например, в Эдинбурге. А если сравнивать с Лондоном, то в полтора-два раза дешевле.
Университет находится в районе Вест-Энд. Сначала я жила в общежитии, а потом мы с подругой решили снять квартиру – это намного дешевле. Квартиру на двоих мы снимали за 300 фунтов в месяц.
На территории кампуса есть масса возможностей для студентов – начиная от занятий спортом и заканчивая различными секциями. Студенты университета могут бесплатно заниматься в тренажерном зале или ходить в бассейн. Я вот, например, в гольф начала играть.
Также я много путешествовала с друзьями. Шотландия – очень красивая страна, Англия рядом, да и Европа недалеко.
– Расскажите, как вы добирались в Англию и что из увиденного вам больше всего понравилось.
– Я очень часто ездила в Лондон. Добраться туда из Глазго на поезде было даже дороже, чем на самолете. Но оптимальный вариант – это автобус. Я впервые столкнулась с так называемыми sleeper buses (спальными автобусами) – очень комфортные большие двухэтажные автобусы, рассчитанные человек на 20 каждый. И в них есть кушетки – прямо как в поезде. Вам выдают постель, и ночью можно спокойно спать.
Из Глазго в Лондон на таком автобусе я добиралась за 8 часов. Цена на проезд, в зависимости от сезона, составляет от 25 до 35 фунтов. А поезд стоит от 60 фунтов и выше. Самолет – 30–35 фунтов.
В Лондон я чаще всего ездила на концерты и в театры. Мне очень понравился театр «Глобус» – пересмотрела там все шекспировские пьесы. Уровень представлений – чрезвычайно высокий: это и игра актеров, и декорации, и постановки. Я рыдала после каждого спектакля от преизбытка чувств. Так как мне это очень интересно, то я там просто в этом купалась.
Уровень театрального искусства в Англии заслуживает восхищения. Вот, например, я ходила на спектакли с участием молодого британского актера Бена Уишоу. Он снимался в фильме «Облачный атлас», играл там композитора Роберта Фробишера. Также исполнил главную роль в картине «Парфюмер: История одного убийцы». Это талантливейший артист, все критики пророчат ему большое будущее. И вот в Англии можно спокойно пойти в театр и посмотреть на игру актера такого масштаба за 30 фунтов. У нас такое сложно представить. Дело в том, что в Англии для актера игра в театре является даже более престижной, чем в кино.
– Вернемся в Шотландию. Что, по-вашему, делает эту страну такой особенной?
– Люди. Мне кажется, что шотландцы более жизнерадостные, более приветливые, чем англичане. А еще я ни капли не жалею, что поступила в Шотландию, потому что образование по юриспруденции здесь отличается от английского. В Шотландии изучают смесь континентального и англосаксонского (прецедентного) права, в Англии же – только англосаксонское. Это связано с тем, что многие преподаватели британских университетов учились «на континенте» (то есть в континентальной Европе). И они до сих пор сохраняют эту традицию и гордятся этим.
Мне как практикующему юристу было легче пройти эту трансформацию, так как нам, украинцам, ближе европейское право. В Шотландии функционирует своя собственная правовая система, которая находится на стыке двух правовых систем – континентальной и англосаксонской. Поэтому тем, кто планирует изучать международное право, я бы советовала ехать в Шотландию.
– А если говорить о шотландском высшем образовании в целом? Есть ли какие-то особенности?
– Самая классная особенность шотландского высшего образования – это возможность совмещать, казалось бы, несовместимые направления (это называется double honors). В итоге вы получаете два диплома. Например, финансы и геология, статистика и психология. На первый взгляд кажется, что это несовместимые вещи. Но вот шотландцам удается разрабатывать такие учебные программы.
И вторая особенность, которая притягивает в Шотландию студентов со всего мира, – это гибкость программ. То есть вы практически сами можете составить свой учебный план и изучать только то, что вам интересно.
И вообще, независимо от того, на какой специальности вы учитесь, вы можете посещать интересующие вас лекции по другим направлениям. Для этого необходимо просто договориться с преподавателем.
– Очень интересная и важная информация. Спасибо, что поделились! Расскажите еще, чувствуется ли некий университетский дух, гордость за свою альма-матер?
– Да, очень чувствуется. Во-первых, это связано с большим количеством иностранных студентов изо всех стран мира. Во-вторых – величественные университетские здания, красивая территория и особая атмосфера в университете. А еще – очень открытые и невероятно классные преподаватели. Кстати, моя подружка из Бразилии, которая изучает психологию, исследовала так называемый феномен Glaswegian spirit – почему люди из Глазго такие умные и необыкновенные.
– Вы не шутите?
– Нет, я сама была удивлена! Но потом я обратила внимания на то, какие, в самом деле, уникальные люди меня окружают. Как-то я просила у одного профессора: «Профессор, когда вы издадите свою книгу?». А он мне в ответ: «Какую именно? Я сейчас пишу восемь». Меня это убило наповал.
Или, например, мой преподаватель по финансовому праву – известный адвокат, барристер – он просто гениальный человек! Забросил практику и сейчас занимается наукой. Его приглашают преподавать университеты и Англии, и США. Сам он родился в Глазго.
Он с такой гордостью рассказывал нам про Scottish Enlightenment (эпоха шотландского Просвещения), про Глазго и вообще про то, как Шотландия повлияла на процветание всей Британии.
Кстати, Декларация независимости США и американская конституция были написаны с участием шотландцев. Помните, как главный герой фильма «Храброе сердце» Уильям Уоллес провозгласил декларацию независимости? Так вот, Декларация независимости США слово в слово повторяет эту концепцию.
– То есть вы пришли к выводу, что шотландцы значительно отличаются от англичан?
– У меня всегда было такое впечатление об англичанах – законопослушные, очень умные люди и вот немножко какие-то инфантильные, есть в них что-то такое, детское. Шотландцы же, по моему мнению, как будто более взрослые и зрелые. Они более открытые, глубокомысленные. Возможно, это, опять же, континентальная традиция – многие шотландцы учились на континенте, поэтому они более широко смотрят на мир.
– Очень интересное мнение. Возвращаясь к университету, расскажите, как работают студенческие сообщества?
– Они работают на очень высоком уровне. Ориентированы эти сообщества в первую очередь на студентов бакалавриата. Они очень объединяют студентов – у нас такого, к сожалению, нет. В украинских вузах – это КВНы и все такое культурно-развлекательное. В Британии же студенческие сообщества решают все вопросы – начиная с культурных и заканчивая социально-политическими.
Членство в таком сообществе (клубе) – это отличная возможность завести друзей по интересам. То есть вы можете общаться не только с теми, с кем ходите на пары каждый день.
– А еще библиотека у вас там очень классная.
– Да, это так. Лично меня впечатлила система заказа книг. Если в библиотеке нет нужной вам литературы, вы делаете заказ и в течение двух-трех дней вам доставят книгу из любого университета, любой библиотеки страны, хоть из самой Британской библиотеки. И это бесплатно – любая книга или даже статья из журнала.
– Если подытожить наш разговор относительно университета – вы довольны, что выбрали именно Глазго?
– Безусловно! Большое спасибо Оксане Кошель из «Бизнес-Линка», которая помогла мне сделать правильный выбор. Университет Глазго – одновременно и рейтинговый, и дружелюбный. А это довольно редкое сочетание.
И по правоведению он очень сильный. К примеру, здесь есть уникальный курс «слияние и поглощение». Это такая административная процедура, которую могут проходить мировые корпорации. Такого предмета больше нет ни в одном вузе Британии. И сам глава школы права преподает этот предмет.
– Мария, но должно же быть что-то, что вам не очень понравилось?
– Мне на ум приходят только две вещи, которые меня немного смущали: погода и шотландская речь. Начну с погоды. Осень, зима, весна, лето – ничего не меняется, каких-то 5 градусов, плюс-минус. Разве что летом две недели было солнечно и до +25 °С – все в футболках ходили, но я кожаную куртку не снимала. И еще часто идут дожди. Поначалу я вообще удивлялась, как там люди живут. Я без трех чашек кофе с утра просто не могла включиться в нормальную жизнь.
Что касается речи, то акцент Глазго – самый непонятный из всех шотландских, на мой взгляд. Безусловно, преподаватели стараются говорить на чистом английском. Но в бытовых вопросах возникали сложности, например с таксистами. Но меня успокаивало то, что даже ребята из Канады, США не всегда их понимали. Значит, я не безнадежный случай.
– Мария, и напоследок поделитесь с нами вашими планами на будущее. Вы планируете возвращаться в Украину?
– Нет, я планирую остаться в Великобритании. Я очень люблю свою страну, но судебная система, к сожалению, у нас в Украине пока не работает. В Великобритании, если ты юрист, ты составляешь контракты, вырабатываешь позицию и понимаешь, что твоя работа ценится, что от нее есть какой-то толк. И ценятся твои знания. В Украине мы не пришли еще к такому уровню самосознания, к сожалению. А мне хочется быть юристом в настоящей правовой системе, в правовом государстве. В Великобритании я очень четко почувствовала эту разницу.
– Огромное спасибо за интервью! Успехов вам в дальнейшей учебе и работе!