Марта Николаева из Львова в 26 лет получила стипендию Chevening, поступила в магистратуру University of Glasgow (Шотландия) и по окончании учебы* получит квалификацию MEd по специальности «инклюзивное образование: исследования, регулирование и практика». Ее история – в блоге «Бизнес-Линка».
Перенимать опыт и внедрять его в Украине
Я выбрала такую специальность, потому что по собственному опыту знаю о проблемах и потребностях в сфере инклюзивного образования. Я человек с ограниченными физическими возможностями. В 1996 г. я и еще пять детей с ограниченными возможностями начали обучение в обычной школе №82 во Львове. Это первая школа в Украине, в которой такие дети начали учиться вместе со своими сверстниками. Затем и другие школы во Львове и по всей Украине стали внедрять инклюзивное обучение. Хотя инклюзивное образование в Украине существует уже много лет, но все же находится на начальной стадии развития.
Еще одна причина такого выбора специальности – это желание научиться работать с детьми с различными видами инвалидности. Ведь мое первое образование – по специальности учитель английского языка и литературы. Во Львове несколько лет я проводила занятия по английскому языку для детей с особыми потребностями и понимала, что мне нужно больше знаний по обучению таких детей. В Украине, к сожалению, еще нет таких курсов. А поскольку у западных стран гораздо больше опыта в сфере инклюзивного образования и обучения детей с особыми потребностями, необходимо этот опыт перенимать и полученные знания внедрять в Украине.
Стипендия от британского правительства
В Шотландии я уже два месяца. Здесь я учусь благодаря британской правительственной стипендии Chevening. Как я уже писала, я начала задумываться над тем, чтобы продолжить свое образование в сфере инклюзивного и специального образования. Мне очень хотелось увидеть, как такие программы действуют в Европе и как они были внедрены. Но я знала, что не буду иметь финансовой возможности оплатить обучение за границей, поэтому начала искать стипендии. Сдала IELTS, собрала все необходимые документы и подала заявки на две стипендиальные программы – Erasmus Mundus и Chevening.
Результаты пришли через несколько месяцев. Я не получила стипендии Erasmus Mundus, но смогла получить стипендию Chevening. Этот фонд финансируется британским правительством. Перед подачей заявления на стипендию нужно было сначала подать документы в три британских вуза, что дало мне возможность ознакомиться с разными программами в разных университетах и выбрать наиболее подходящую.
Я выбрала Университет Глазго, потому что программа, которую он предлагал, больше всего мне подходила. Она направлена на людей, у которых уже есть определенный опыт в этой сфере. Программа охватывает все аспекты, которые я хотела изучить: внедрение инклюзивного образования как на национальном (в Британии), так и на международном уровне, а также обучение детей с особыми потребностями.
Университет, где комфортно всем
В университете я успела увидеть много показательного. Думаю, самое важное – создать хорошие условия, чтобы человек мог получать образование.
К примеру, мне больше всего нравится то, что университет является доступным для людей с ограниченными физическими возможностями. Здесь есть лифты и пандусы. И если большинство корпусов – современные и их уже построили с учетом потребностей разных людей, то главный корпус (в который университет переехал в 1862 г.) был переоборудован уже позже, и сейчас он тоже оснащен всем необходимым.
Также университет располагает несколькими электроколясками, которые даются в пользование студентам-инвалидам на территории кампуса. В Британии гораздо чаще можно встретить людей с ограниченными физическими возможностями, потому что нет архитектурных барьеров.
Также меня очень поразила университетская библиотека. Она очень современная, насчитывает 11 этажей. Оборудована современными компьютерами. Можно работать и со своим ноутбуком или читать книгу, удобно устроившись на мягком диване. Также в библиотеке есть кафе, в котором можно перекусить и отдохнуть. Здесь очень уютно и комфортно, а еще всегда много студентов, потому что созданы все условия для обучения.
Образование, направленное на практику
У меня есть предмет Introduction to Educational and Social Research (введение в образовательные и социологические исследования) – о том, как проводить исследования и писать дипломную работу. По этому предмету мы должны были выполнить следующее задание. Тщательно прочитать статью, в которой один вопрос исследовали двумя различными методами. Проанализировать эти методы и выбрать один (который, по вашему мнению, лучше, качественнее). Затем придумать собственный проект, при исследовании которого можно было бы практически применить выбранный метод.
Такие задачи заставляют думать, как бы ты на практике проводил то или иное исследование или выходил из определенной ситуации. Мне кажется, это основное отличие и большой плюс западного образования, которое направлено прежде всего на то, чтобы дать практические знания.
Максимум необходимой информации
Обучение в магистратуре здесь длится один календарный год. Моя программа предусматривает изучение шести предметов (четырех основных и двух на выбор), а также написание дипломной работы. В первом триместре было только два предмета, по которым были и лекции, и семинары. То есть пары были дважды в неделю, но здесь много времени дается на самообучение. Кроме обязательной литературы, которую мы читаем при подготовке к парам, также нужно читать много дополнительно, чтобы выполнить проекты и задачи. Для работы над проектом дают две недели. В первом триместре не будет экзаменов – только письменные задания, по которым нам выставят оценки. На эти задания дают в среднем полтора месяца. В следующем триместре будет четыре предмета и дипломная работа.
Всю информацию, касающуюся определенного предмета, преподаватели присылают на специальный сайт Moodle. Студенты заходят на него через сайт университета. Во время между лекциями мы можем пообщаться с преподавателями по электронной почте, поскольку и у студентов, и у преподавателей есть университетские электронные ящики. Или опять же на сайте Moodle есть форум для обсуждения вопросов или проблем в учебе, на котором могут общаться и преподаватели, и студенты.
Когда я узнала, что здесь в магистратуре всего шесть предметов, была очень удивлена. Но теперь понимаю: все они касаются моей специальности, а столь малое их количество позволяет сконцентрироваться на каждом предмете, получить и усвоить максимум необходимой информации.
Украина — Великобритания — Украина
После окончания учебы я, конечно же, планирую вернуться в Украину и работать в области инклюзивного образования. Ведь я сейчас в Британии именно для того, чтобы получить необходимые знания и опыт, которые затем смогу использовать и которыми смогу делиться, чтобы улучшить состояние инклюзивного и специального образования в Украине.
Одно только пребывание в другой стране, в условиях другой культуры способно изменить восприятие определенных вещей, не говоря уже об обучении. Ведь Великобритания – очень развитая страна во многих сферах, поэтому здесь стоит учиться, узнавать что-то новое, интересное и нужное.
Британская культура, как и история, очень интересна. Здесь много интересных мест, которые стоит посетить, поэтому путешествуйте. В Британии всегда берите с собой зонтик (даже если кажется, что день будет солнечным).
*На момент публикации этого материала Марта успешно окончила University of Glasgow.