Путь Ольги Писаной к получению британского диплома был долгим, интересным и насыщенным: несколько лет летних языковых лагерей в Великобритании, учеба в квакерской школе «Френдс», два выпускных класса в Кембриджском учебном центре Sixth Form (CCSS), наконец высшее образование в лондонском университете «Роял Холлоуэй». А теперь Ольга сама работает в CCSS (который, кстати, входит в топ-25 частных колледжей Sixth Form в стране) и помогает подросткам из Украины и других стран получить образование своей мечты. О своем опыте она рассказала в материале для каталога «Школы-пансионы Великобритании 2019».
В 1999 г. в возрасте десяти лет я впервые поехала в Великобританию на один месяц в летний лагерь для повышения уровня английского языка и расширения собственного кругозора. Тогда для меня это было увлекательно проведенное лето, новые знакомства с учениками из других стран, сногсшибательная Европа и… море слез, когда пришло время прощаться с лагерем и возвращаться домой. С тех пор каждое лето я ездила в Великобританию на три-четыре недели – совершенствовала свой язык, получала новый опыт самостоятельной жизни. Благодаря этому к 14 годам мой уровень английского языка оценивали как «выше среднего» (Upper-Intermediate).
«Мне нравилось все…»
В 2002 г., когда я еще училась в украинской школе, мои родители, узнав о возможностях и преимуществах системы британского среднего и высшего образования, приняли важное решение. И я была зачислена в девятый класс школы-пансиона «Френдс» в городе Сафрон-Уолден, где и проучилась три года, получив в итоге общий сертификат о среднем образовании (GCSE).
С того момента я влюбилась в Великобританию. Мне нравилось все: от захватывающей истории времен правления Тюдоров до отменного британского юмора, комедий и скетч-шоу сегодняшнего дня; от шума и суеты космополитичного Лондона, который никогда не перестает удивлять своим разнообразием, до традиционного английского чаепития с сэндвичами в послеобеденное время; от «правильного» английского языка комментаторов BBC до ямайского креольского языка (патуа) столичного района Брикстон. Так как знание английского благодаря летним языковым курсам у меня было на достаточно высоком уровне, проблем с социальной и академической адаптацией не возникало. Каждые выходные меня приглашали погостить мои британские одноклассники, и я чувствовала себя действительно как рыба в воде.
Увлекательная учебная программа
Самое большое различие между образовательными процессами в Украине и Великобритании заключается в том стремлении к учебе, познанию чего-то нового, в энтузиазме и мотивации, которые вырабатываются у учеников и студентов в учебных заведениях Великобритании и совершенно отсутствуют у учащихся в Украине. У себя на родине я не испытывала особого интереса к учебе, зато в другой стране, получив возможность развивать свою индивидуальность и практически применять полученные знания (что лежит в основе британского подхода), ощутила внутреннее стремление учиться, узнавать что-то новое.
Британская система образования предусматривает насыщенную и увлекательную учебную программу и инновационный подход к обучению, пробуждающий у ребенка интерес к учебному процессу. В конечном итоге это приводит к успешным результатам при сдаче экзаменов. В этом и заключается главное преимущество британского образования перед моделью, используемой в постсоветских учебных заведениях, где необходимо концентрироваться на бесполезной зубрежке.
«Мой» колледж
После 11-го класса я поступила в Кембриджский учебный центр Sixth Form (CCSS) и два года училась по программе A-level. Для изучения выбрала историю, социологию, фотографию и русский язык. После классической школы-пансиона, расположенной в маленьком городке в графстве Эссекс (где, как мы шутили, живут одни бабушки), с ярко выраженными религиозными традициями (религия школы «Френдс» – квакерство), строгими правилами, школьной формой и молчаливыми молитвенными собраниями, CCSS стал для меня глотком свежего воздуха. Отсутствие школьной формы, расположение в центре студенческого города Кембриджа, индивидуальное расписание и более «взрослая» атмосфера произвели на меня неизгладимое впечатление. После собеседования с Полом Редхедом, одним из основателей колледжа и тогдашним директором, я сразу поняла, что это «мой» колледж, и без промедления приняла предложение места.
Преподаватели – главные вдохновители
Учителя в CCSS – вот это действительно ценнейший образовательный ресурс. В среднем около 30% преподавательского состава колледжа – выпускники Кембриджского либо Оксфордского университета. Моему преподавателю по истории Сиан Джонс я благодарна за то, что она показала мне, насколько история интересный предмет, насколько важно иметь аналитическое мышление и насколько я хорошо, как оказалось, пишу эссе.
Именно благодаря Сиан я выбрала историю в качестве своего профильного предмета в университете и на третьем курсе написала диссертацию на тему распада СССР. А преподавателю по социологии Ники Кларк я благодарна за мое глубокое понимание таких сложных и, казалось бы, чуждых для подростка терминов, как «неоднозначность» и «относительность», а также мою гордость – самый высокий балл в колледже (97%) на экзамене по социологии.
Личностное развитие и академический успех
В CCSS уроки проходят в небольших группах по шесть человек. Это позволяет развить крепкие личные отношения с преподавателями, которые уже через короткое время узнают о планах, целях, особенностях характера, сильных и слабых сторонах каждого ученика. Личностному развитию и академическому прогрессу учеников способствуют взаимное уважение и сотрудничество между преподавателями и учащимися. Это неудивительно, ведь построению таких взаимоотношений здесь уделяется особое внимание.
Отучившись два года в CCSS, я получила отметки А, А, В на выпускных экзаменах, что позволило мне продолжить учебу в вузе, где находится одна из самых сильных кафедр истории в стране. В 2010 г. я получила степень бакалавра по специальности «история и международные отношения» в университете «Роял Холлоуэй», испытав при этом ощущение, что весь мир лежит у моих ног. С большой нежностью, чувством глубокого удовлетворения и благодарности вспоминаю студенческие годы.
С 2013 г. я работаю в сфере британского образования и, что самое интересное, выступаю региональным представителем своего колледжа (CCSS) в Украине, России и странах Восточной Европы. С огромным удовольствием передаю эстафету британского образования молодому поколению.