Марии Пашолок, украинской девушке из Крыма, удалось сделать то, о чем многие только мечтают. Она получила стипендию Chevening, которая покрывает расходы на обучение в Великобритании, окончила магистерский курс в Кембриджском университете и сейчас получает степень доктора философии (аналог нашего кандидата наук) в Оксфордском университете, куда поступила также по стипендиальной программе. И хоть сама Мария в своем успехе ссылается только на удачу, после разговора с ней становится понятно: за этой удачей стоит невероятная целеустремленность и непрерывная работа над собой.
В киевском офисе «Бизнес-Линка» Мария поделилась с нами своей историей успеха. Предлагаем и вам ознакомиться с ее рассказом.
Два из ста
До поступления в Кембриджский университет я училась в Московском государственном университете на факультете журналистики. Москва не была для меня родным городом, поэтому я не мучилась перспективой остаться там навсегда, а напротив, рассматривала варианты для дальнейших перемещений. Если поставить перед собой подобную цель, то, на самом деле, можно найти множество различных вариантов: от стажировок в крупных компаниях до грантов и стипендий для учебы за рубежом. Понятно, что вы не можете подойти по всем критериям для всех стипендий, но если вы подадите 100 заявлений, то по крайней мере одно из них окажется успешным. Или даже два. Как произошло со мной. В один год я стала стипендиатом сразу двух больших программ: американской Fulbright и британской Chevening.
О решающих факторах выбора
Что повлияло на мой окончательный выбор? Основное отличие стипендии Chevening от грантов Fulbright состоит в том, что первая дает тебе свободу в выборе университета и курса. Ты сам, как стипендиат, заручившись финансовой поддержкой, можешь поступать в тот университет, который сам выбрал. Механизм же функционирования стипендии Fulbright − противоположный (по крайней мере, так было в 2007 году). Ты пишешь письмо, в котором указываешь свои предпочтения, но окончательный выбор делает принимающая сторона. Такой способ не всегда может отвечать предпочтениям конкретных кандидатов. И это произошло в моем случае. Еще в 2005 году я окончила курсы редактора сценариев на «Мосфильме» и параллельно с учебой работала в кино. Развиваться я хотела именно в этом направлении. Исходя из моих предпочтений, меня определили в New York Film Academy. А это с академической точки зрения не самое сильное учебное заведение. Особенно если сравнивать с Кембриджем и другими британскими вузами. Поэтому я выбрала Великобританию.
О поступлении в Оксфорд
После магистратуры я подала документы и в Кембридж, и в Оксфорд. Я подавала заявки на стипендиальные программы, поэтому мой выбор был очень прагматичным: в Оксфордском университете мне оплатили всю стоимость обучения, а в Кембридже – только половину. В Оксфордском университете я сейчас пишу диссертацию о развитии немого кино в 1910–1920 гг. в Европе и России, а также преподаю. Чтобы написать работу и защититься, нужно минимум три года. Стандартно это занимает четыре года, но иногда затягивается и до шести, семи лет.
О личных впечатлениях
Мне часто задают вопрос: «Какой университет нравится больше: Оксфорд или Кембридж?». Я заметила одну тенденцию: всем нравится их второй выбор. И связано это не с тем, что лучше, а с тем, какой путь человек проходит. Всем нам хочется думать, что мы становимся лучше. Мне больше нравится Оксфорд, потому что сейчас я здесь. Хотя ничего плохого о Кембридже сказать не могу. Город Оксфорд старше, больше, в нем больше политики и философии, сильнее гуманитарные науки. Кембридж – младше, меньше, но чем-то красивее, здесь живут менее амбициозные люди, и традиционно здесь сильнее естественные науки. Это как Москва и Питер. Есть хорошее выражение по этому поводу: In Oxford people think they rule the world, in Cambridge people don’t care who rules the world («В Оксфорде люди думают, что правят миром, в Кембридже людям нет дела до того, кто правит миром»).
О формировании гражданской позиции
Учеба в Англии, безусловно, повлияла на многие аспекты моей жизни. Допустим, на формирование более четкой и смелой гражданской позиции. Гражданская позиция человека зависит в первую очередь от его образования и воспитания, от того, какие книги он читает и что его окружает. Постсоветское восприятие мира, сильное разделение между властью и обществом в нашей стране порой создает препятствия для формирования сильной гражданской позиции у молодого поколения. В Англии же все наоборот: это и 800-летняя история парламентаризма и демократии, и культивирование идеи о том, что ты сам создаешь свою жизнь. Поэтому, пожив в Англии, я поняла, что я сама могу сделать многое. По крайней мере, мое представление о собственных возможностях расширилось.
О британской и украинской системах образования
Что нужно изменить в украинском образовании? Первое – это, конечно, отношение государства к учителям, профессорам и всем сотрудникам образовательных учреждений. Необходимо повысить им зарплату, увеличить финансирование – так государство должно показывать, что их труд ценен для общества. Также нужно пересмотреть отношение к аспирантам. Аспирантура в Англии – это твоя работа, за которую ты получаешь справедливое вознаграждение. У нас это не так престижно, все учатся параллельно с работой, получают 100 долларов в месяц, и никому не ясно, зачем ты это делаешь. Еще одно – система цитирования и научные журналы. По-моему, китайцы уже перешли на английский язык в своих научных статьях. Количеством научных статей и количеством их цитирований зарабатываются рейтинги университетов: эта система давно вышла за рамки одной страны. У нас это все до сих пор публикуются на русском/украинском языках, аспирантам нужно публиковаться, чтобы получить диплом, под это создаются журналы, которые никто не читает. В Англии же, как и везде на Западе, бизнес академических журналов процветает.
Британское образование – это бренд. Оно развивается как бренд, и это прекрасно. Из нашего образования также нужно делать бренд, устанавливать моду на хорошее образование.
1 comment