Говоря о британском среднем образовании, мы обычно представляем себе классическую школу-пансион, с огромной территорией, конюшней, часовней, школьной формой и строгими нормами поведения. Но в Великобритании также есть альтернатива – частные колледжи Sixth Form, и, по мнению некоторых, именно они обеспечивают наилучшую подготовку к университетам. Обоснование такой точки зрения читайте в статье Генриетты Лайтвуд – заведующей отделом по маркетингу и набору учеников компании Dukes Education, в которую входят такие учебные заведения, как Cardiff Sixth Form College, Rochester Independent College и Earlscliffe.
Многим родителям сложно разобраться со всеми нюансами британской системы образования и даже терминами, обозначающими те или иные учебные заведения. Эта школа – «публичная» (public), «частная» (private) или «независимая» (independent)? Каковы различия между классической школой-пансионом и частным («независимым») колледжем и что из них лучше подходит для моего ребенка?
По сути, все три термина (private, public и independent) на сегодняшний день означают одно и то же: это все частные, платные школы, в которых, как правило, более высокие стандарты преподавания, более опытные учителя, более широкий выбор, меньшее количество учеников в классе, есть отличная материальная база и больше возможностей для расширения сети контактов.
Существует два основных типа частных учебных заведений для подростков 13–18 лет: 1) «старшие школы» (senior schools), часто называемые «средними школами» (secondary schools), и 2) частные колледжи, которые могут также называться репетиторскими центрами (tutorial college), колледжами Sixth Form или колледжами дальнейшего образования (FE college). Большинство из них аккредитованы Ассоциацией частных школ (ISA) и регулярно проходят проверки Инспекции частных школ (ISI) в Англии или соответствующих национальных инспекций в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Все школы должны иметь государственную регистрацию и отвечать требованиям законодательства относительно качества помещений для учебы и проживания, подбора персонала, уровня преподавания и благополучия учеников.
Какую же школу лучше выбрать для своего ребенка?
Как правило, в традиционных школах-пансионах с классами с 1-го по 13-й (то есть примерно с 5 до 18 лет) придерживаются всестороннего подхода в образовании: широкая учебная программа помогает ученикам понять, что у них лучше всего получается, что им нравится и чем они, возможно, захотят заниматься в будущем профессионально. Что касается частных колледжей (independent colleges), то они выходят на сцену лишь на финальных этапах обязательного общего образования (13–18 лет) и благодаря этому могут адаптировать свои программы в соответствии с возрастом учеников и их дальнейшими жизненными планами. Гарет Кольер, директор Кардиффского колледжа Sixth Form, отмечает: «От учителей не требуется работать с ребятами разных возрастов на всех ключевых этапах образования (Key Stages), поэтому они могут подавать информацию и выстраивать взаимоотношения с учениками наиболее подходящим для них образом».
В Совете частных школ (ISC) полагают, что «родители выбирают частные колледжи Sixth Form, потому что их ученики демонстрируют отличные результаты на A-level сейчас, и непохоже, чтобы что-то могло измениться в ближайшем будущем». Вне всяких сомнений, частные колледжи Sixth Form занимают высокие позиции в школьных рейтингах.
Алистер Браунлоу, директор колледжа «Рочестер Индепендент» делится своим мнением: «По результатам экзаменов A-level и показателю успешного поступления в университеты лучшие частные колледжи, такие как наш, зачастую выигрывают у других представителей сферы частного среднего образования, за исключением лишь наиболее селективных традиционных школ-пансионов. В таких колледжах все направлено сугубо на поступление в университет, и ученики зачастую предпочитают именно такую среду, в которой подготовка к экзамену – на первом плане и меньше отвлекающих факторов».
Как не вспомнить пример колледжа «Эрлсклифф» – «школы-бутика» в Кенте с ярко выраженным индивидуальным подходом. Весной 2018 г. колледж показал прекрасный результат в рейтингах частных школ, заняв второе место в регионе после одного из фаворитов родителей-иностранцев – школы «Кингс» в Кентербери. Кроме того, он неизменно входит в топ-50 школ в стране.
Так что позволяет этим колледжам добиваться таких результатов?
«Мы сосредоточены не на получении учениками высших отметок на A-level, а на том, чтобы определить их на самый подходящий курс в лучшем университете согласно их устремлениям, – заявляет Гарет Кольер. – Ученикам, некоторые из которых приходят к нам из традиционных школ-пансионов, мы даем возможность, взяв за основу все то, что они получили от всестороннего образования, сосредоточиться на конкретной предметной сфере. Мы помогаем им поверить в себя еще больше, стать увереннее и научиться активно действовать на высших уровнях образования. Это естественный этап в концепции „ступенек“, ведущих к поступлению в университет, где молодым людям придется стать независимыми и уверенными в себе. На этом этапе мы помогаем ученикам развивать навыки, которые понадобятся им в будущем.
Весь наш персонал, отвечающий за преподавание, бытовой уход и профориентацию, сосредоточен на потребностях именно этой возрастной группы без необходимости отвлекаться на другие методы, которые больше подходят младшим школьникам. Педагоги используют приемы и процессы, ориентированные на потребности старших учеников, и, таким образом, могут оказывать более качественную поддержку в учебе, внеклассной деятельности и т. д.».
Набор дополнительных и внеклассных занятий в колледжах Sixth Form действительно впечатляет. Молодые люди принимают участие в инженерных и дизайнерских проектах, исследованиях в сфере здравоохранения, программах «Юный предприниматель» и «Юный магнат», модели ООН, дискуссионных кружках и клубе «Юный судебный адвокат», а также занимаются спортом, музыкой и изобразительным искусством – тем же, что и их сверстники в классических школах-пансионах.
В «Рочестер Индепендент» к ученикам относятся как ко взрослой молодежи. Их побуждают к тому, чтобы самостоятельно находить собственные ответы, высказывать свое мнение, свободно и творчески мыслить. Памела Фарруджа, бывшая ученица колледжа, делится своим мнением: «В „Рочестер Индепендент“ динамичная атмосфера. Преподаватели оказали на меня колоссальное влияние – помогли стать более независимой и научиться продуктивнее работать. Они всегда были готовы поддержать и направить, при этом давая мне достаточно пространства для роста. Колледж обеспечивает вам безопасную среду, где вы можете найти применение своим молодым силам и обрести зрелость и независимость».
В «Эрлсклиффе» благодаря небольшим по количеству учеников классам учителя-профессионалы создают приятную, комфортную обстановку для обучения. «Наш колледж достаточно мал, чтобы мы могли хорошенько узнать каждого ученика, и у нас все построено на практике, – говорит директор Тим Фиш. – Ученикам нравится наша семейная атмосфера, и мы уделяем внимание каждому из них, помогая ребятам достигать поставленных целей, как если бы это были наши собственные дети. Все дело в этом индивидуальном подходе».
Одна бывшая ученица, британка, которая сейчас учится в Вайомингском университете, считает опыт, полученный ею в частном колледже, бесценным: «Успех каждого ученика воспринимался с энтузиазмом, хотя у каждого была своя планка: кто-то старался изо всех сил, чтобы получить А, а кто-то – С. В предыдущей, грамматической школе у меня было чувство, что, если у тебя не А и не A*, то ты недостаточно хорош. Год в „Рочестер Индепендент“ был самым лучшим. Я бесконечно благодарна моим родителям за то, что они нашли этот колледж и отправили меня туда».
Несомненно, частные колледжи привлекают учеников как заведения с более «взрослой» атмосферой и как более удобный «мостик» между школой и университетом. Доверие родителей подкрепляется регулярными программами тестирования знаний, такими как еженедельный тест TRaC в «Эрлсклиффе» и ежедвухнедельное тестирование в Кардиффском колледже Sixth Form. Родители могут сразу же видеть результаты онлайн. Для некоторых учеников важна гибкость при выборе учебных дисциплин. Например, Лоренс Раутледж, один из учеников «Рочестер Индепендент», который сейчас учится в «Оксфорде», готовясь получить степень доктора философии по физике, выбрал в колледже математику, углубленную математику, физику, географию и театральное искусство.
При выборе школы родители все чаще обращают первоочередное внимание на результаты экзаменов и показатели зачисления в университеты. По этой причине они иногда выбирают частные колледжи, даже если сами учились в традиционных школах-пансионах. Гарет Кольер, успевший поработать в обоих секторах рынка среднего образования, считает, что они правы:
«Ценность того обучения, которое мы предлагаем в Кардиффском колледже Sixth Form, в том, что оно позволяет действительно делать упор на результаты: наши ученики на самом деле добиваются всего, на что, как мы говорим, они способны. Лучшие отметки и лучшие учебные курсы в ведущих университетах. Мы делаем мечты осуществимыми, прокладывая прямую дорогу к цели, которая на первый взгляд кажется недосягаемой. Итоги нашей работы безупречны, и это крайне важно как для учеников, так и для их родителей».