Если вы хотите разобраться, в чем суть различий между двумя программами британской старшей школы – A-level и IB, – вам будет интересно прочитать статью директора школы «Бромсгров» (Bromsgrove School) Питера Клега. Она написана уже некоторое время назад (конфигурация A-level успела измениться) и адресована в первую очередь британским родителям, зато в ней открыто и со знанием дела изложены главные нюансы, которые обычно скрываются за «обтекаемыми» формулировками из рекламных брошюр. Надеемся, понимание этих нюансов поможет вам и вашим детям сделать правильный выбор учебной программы в Sixth Form.
Я не буду детально описывать, что собой представляет каждая программа. Большинство родителей-британцев хорошо знакомы с A-level (хотя эта программа вскоре подвергнется очередным изменениям – см. ниже). Об IB можно подробнее узнать на сайте организации «Международный бакалавриат» (IBO).
Если кратко:
- На A-level изучается три предмета (причем углубленно), на IB – шесть. В IB также входят обязательные ключевые элементы: теория познания, развернутое сочинение и оценка личностного развития ученика в рамках программы «Творчество, действие, служение» (CAS). Чтобы получить диплом, вы должны сдать все эти элементы, а также получить хорошие отметки по шести выбранным предметам.
- В рамках A-level изучаются отдельные предметы, тогда как IB предполагает комплексный подход в обучении.
- A-level – это прагматичный замер достижений ребенка в учебе. Что касается IB, то (несмотря на достаточно строгое отношение к учебе) в плане философской основы это неприкрытый идеализм.
- Оценки по предметам на программе A-level выражаются буквами (высшая оценка – A*), а на IB – числовыми баллами: идеальный показатель – 45 баллов, необходимый результат для получения диплома – 24 балла или выше. Фактически диплом IB – это мировой образовательный стандарт.
Я преподавал A-level и IB в лидирующих школах и некоторое время выполнял обязанности заведующего по подготовке к «Оксбриджу», так что, хотя мои суждения могут показаться поспешными, они основаны на опыте, наблюдениях и тщательном исследовании вопроса.
Что не так с A-level?
- В правительственном докладе об образовании за ноябрь 2010 г. программа A-level признана «неудовлетворительной в образовательном плане» отчасти из-за модульной системы оценивания и возможности пересдавать экзамены. В итоге правительство решило эти злосчастные модули и пересдачи отменить (в значительной мере или полностью). Важное нововведение! Однако в отчете также было сказано, что даже после столь значительных преобразований правительству еще предстоит решить, «являются ли эти и другие недавние изменения достаточными для снятия всех вопросов к A-level». На уровне GCSE, к примеру, планируется ввести так называемый «английский бакалавриат», состоящий из определенного набора ключевых предметов GCSE, которые нужно будет сдать на высокие баллы («мягкие» предметы не в счет). Не удивляйтесь, если что-нибудь подобное произойдет и с A-level.
- В прошлом году восемьдесят учеников выпускного класса школы «Бромсгров» получили по три или более отметок A («отлично») по программе A-level. Когда я учился в школе, три отметки A гарантировали ребенку поздравительную телеграмму от королевы (или по крайней мере заметку с его фото в местной газете). Обесценивание баллов усугубляется из года в год. Сейчас лучшим университетам приходится обращать внимание не только на выпускные отметки, но и на результаты AS-level и GCSE, чтобы среди массы круглых отличников выделить лучших. Вначале во многих университетах заявляли, что не признают новоявленный высший балл A*, но, столкнувшись с морем сплошных отметок A, члены приемных комиссий быстро сменили тон. А ведь, честно говоря, получить A* очень трудно, если вы просто хороший ученик, а не гений в каком-то предмете. Таким образом, внедрение A* потребовало от старшеклассников еще более узкой специализации.
- Действительно ли три традиционных учебных дисциплины, преподаваемых по старинке, вне связи друг с другом, – это то, что нужно для будущего наших детей? Я родился в то время, когда Великобритания была вторым крупнейшим экспортером автомобилей на планете, а рис ели в основном в виде пудинга, а не как гарнир к индийскому карри. Наши же дети будут жить в мире, где родным языком президента США, возможно, будет испанский, где Бразилия, Индия и Россия будут соперничать с Китаем за экономическое господство и где готовность к глобальному сотрудничеству, построенному на эмпатии, будет необходимым условием для успешного развития любого государства. Да, будущее – это вам не реактивные ранцы и скафандры из кухонной фольги фирмы Bacofoil, как мне представлялось в детстве.
Но если программа IB так хороша, почему ее не внедрят повсеместно?
- Нельзя просто взять и перейти на IB: организация «Международный бакалавриат» (IBO) не предоставляет статус IB-школы всем учебным заведениям подряд. Нужно получить аккредитацию, то есть, по сути, пройти инспекторскую проверку. Отмечу, что в некоторых школах пытались внедрить IB, но потерпели неудачу на первых же проблемных этапах.
- Внедрение IB может оказаться достаточно затратным. Нужно переобучить учителей, а если при этом вы хотите сохранить и A-level, вам по факту придется существенно увеличить количество персонала. Многие школы просто-напросто не могут себе этого позволить.
- Это трудный шаг, а ведь любое поражение сказывается на репутации школы. Когда нет обесценивания баллов, как на A-level, у вас не получится из года в год прятаться за волной растущих показателей успеваемости. Сорок баллов были отличным результатом по IB в 1970 г., и это отличный результат на сегодняшний день. В свое время Тони Блэр и министр-лейборист Эд Боллз всерьез подумывали о внедрении IB в государственных школах. Как сказали бы циники, в итоге до политиков дошло, что IB лишь увеличит разрыв между частными и государственными школами, так как последним IB зачастую просто не по зубам. (Хотя, разумеется, в некоторых ведущих государственных школах с IB справляются превосходно.)
В названии программы есть слово «международный», а мы ведь британцы, сэр!
Я просто напоминаю британским читателям, что в год, когда я родился, фраза «сделано в Японии» означала, что к продукту следует относится с осторожностью. И мы, британцы, продолжали воодушевленно строить и покупать автомобили марки «Лейланд». В самом деле. Зато, конечно, теперь, если на вещи не значится «сделано в Японии», мы уже тревожимся, как бы она не поломалась или не развалилась на части. Нам понадобилось время, чтобы разобраться с этим.
Разве IB – не просто очередное веяние моды?
Этой программе уже более сорока лет. Около миллиона учеников в 139 странах учатся по этой программе. Среди лучших частных школ Великобритании некоторые полностью перешли на IB. Дело лишь в том, что эта программа нова для школы «Бромсгров».
Но в системе IB математика и иностранный язык – обязательны. Это отпугивает многих британских подростков.
Так и есть. И это одна из причин, по которым Великобритания сегодня катится вниз в мировых образовательных рейтингах. Не думайте, что народы земли дрожат от страха, когда мы, отважные британцы, готовимся бросить в бой очередную когорту математически неграмотных, владеющих лишь одним языком пережитков прошлого (одним из которых являюсь и я). Дело в том, что для изучения математики или иностранного языка на IB вам необязательно выбирать самый сложный курс. Те, кому математика тяжело давалась на GCSE, могут (и должны) выбрать базовую математику (Maths Studies) – самую легкую из трех математических дисциплин в рамках IB. Она разработана для того, чтобы, пытаясь поступить в топовый университет, скажем, на специальность «история», вы были уверены, что в случае чего по крайней мере справитесь с делением в столбик. Ученики, которые на GCSE мучились на уроках иностранного языка, на IB могут начать изучение нового языка с азов (взяв курс «испанский с нуля», к примеру). Очевидно, что тот, кто планирует изучать язык в университете, выберет курс более высокого уровня в этой предметной области. Не пытайтесь прыгнуть выше головы, – как бы намекает IB, – но и не лишайте себя заранее возможности развить столь полезные навыки, ведь вам еще только шестнадцать лет. Впереди – будущее с его интернационализмом, и вам следует готовиться к жизни в этом новом мире, непохожем на нынешний.
Говорят, IB – для исключительно умных учеников, а A-level – для всех остальных.
Неправда. Утверждения такого рода – непростительное оскорбление для лучших учеников A-level, оканчивающих школу с наивысшими баллами. Кроме того, это пример снобистского, уничижительного отношения к прилежным ученикам со средней успеваемостью, которые отлично справятся с IB, если хорошо постараются. У меня было много таких учеников. (Любопытно, что подобные утверждения подвигли некоторых родителей встать на защиту своего «автопарка»: они говорят, что выбор в пользу A-level для их ребенка – осознанное решение тех, кто не ослеплен пропагандой IB. Ого! «Если A-level – это „Сааб“, то IB – „БМВ“. Приведите аргументы за или против». Готовая тема для развернутого сочинения по IB…)
Но IB ведь на самом деле привлекает самых способных учеников?
Да, если можно выбирать программу. Но – см. ниже.
На IB нужно больше работать. Все это знают.
Ученик A-level, которому нужны три A*, будет трудиться изо всех сил точно так же, как и его сверстник, стремящийся заработать более 40 баллов на IB. Но ученик A-level, которому хватит каких-то трех C («удовлетворительно») по «мягким» предметам, может позволить себе учиться не так усердно, как такой же ученик IB, желающий выполнить лишь минимальные требования для получения диплома (то есть заработать 24 балла).
Но IB занимает гораздо больше учебного времени, чем A-level.
Это факт, но он же порождает немало мифов. Именно из-за этого для некоторых учеников, особенно мальчиков, «окна» между уроками на A-level (преподаватели называют их «временем для самостоятельного обучения») оказываются слишком заманчивыми, и они выбирают эту программу. Кажется (и недаром), что руководствоваться подобными соображениями при выборе программы обучения глупо, но, когда тебе около шестнадцати, влияние сверстников может быть невероятным. Некоторые шестнадцатилетние ребята, скажут, что нужно быть «ботаником», чтобы добровольно отказаться от «свободного» времени в пользу уроков. Отсюда и сказка о том, что IB выбирают только суперумники.
Суть A-level – в глубине, а IB – в широте познаний, разве не так?
Казалось бы, раз у нас три предмета против шести (плюс базовые элементы IB), то ответ очевиден. Но проводить такое сравнение – значит упрощать, а в контексте некоторых предметов это и вовсе глупо. Возьмем, к примеру, мой предмет. Вот два вопроса с прошлых экзаменов по английскому языку. Первый – для ребят, сдающих A-level, второй – для учеников IB. На A-level вам задают абсолютно вразумительный вопрос по книге, которую нужно было прочитать, в то время как на IB такой книги нет вообще – перед учеником ставятся совершенно другие задачи.
- «Хитклиф скорее герой, а не злодей». В какой мере и в каком плане вы согласны с такой характеристикой Хитклифа – персонажа, выведенного Э. Бронте в романе «Грозовой перевал»? (A-level)
- Авторы романов нередко относятся к собственных героям с пристрастием, вплоть до сентиментальных восторгов в адрес одних и раздражения или даже презрения по отношению к другим. Так или иначе, читатель ощущает предвзятость в изображении общества. Насколько, по-вашему, были объективны или необъективны авторы прочитанных вами романов в изображении своих персонажей и какой эффект это вызывало в каждом случае? (IB)
Зачем тогда вообще оставлять A-level?
- Я считаю, что программа IB – не наилучший вариант для способного ученика, желающего изучать, скажем, математику, углубленную математику и физику. Вы просто не можете столько заниматься математикой в рамках IB, в то время как, признаю, некоторые ученики нацелены именно на узкий набор предметов, такой как этот. Итак, вот хороший пример того, почему ребенок с высокой успеваемостью все же может выбрать путь A-level. Впрочем, вы должны быть уверены, что это именно то, что вам нужно, потому что выбор такого рода закрывает перед вами больше дверей, чем открывает.
- Ученики с более скромными способностями могут, к примеру, выбрать только три предмета в первый год обучения на A-level вместо четырех, а во второй – два для сдачи выпускных экзаменов (в дополнение к сданному ранее модулю AS-level), если не справляются с тремя. На IB подобная роскошь непозволительна: если вы хотите получить диплом, то не можете бросить ни один предмет за все два года обучения. Но не забудьте, что ученики, окончившие A-level с таким набором дисциплин, будут иметь ограниченный выбор университетов.
- Для детей, у которых проблемы с организованностью, модульная структура A-level и пересдачи – это, конечно, хорошо. Но, пожалуйста, давайте еще раз отметим, что довод «A-level подходит всем, потому что можно пересдавать модули сколько душе угодно» правительство уже готово отправить на свалку истории. Только время покажет, станет ли обновленная программа A-level с экзаменами в конце выпускного класса предпочтительным вариантом для безответственных учеников.
Вывод – личное мнение
Правительство знает, что программа A-level – пережиток, и совершенно справедливо подвергает ее изменениям. А мы, в свою очередь, должны внимательно следить за тем, что происходит. На данный момент, я думаю, приведенные выше примеры того, почему ученики могут предпочесть A-level, еще актуальны, поэтому мы в «Бромсгрове» отменять A-level пока не планируем.
Но, если брать среднестатистического старшеклассника из нашей школы, то его выбор должен все больше склоняться в пользу IB. Мир изменился.