Когда мы видим на фотографиях британских частных школ детей на церковных службах или читаем о том, что обучение в таких заведениях построено на христианских принципах, то зачастую не совсем понимаем, что к чему. Какую именно роль играет религиозная составляющая в жизни школьников? Насколько терпимо относятся в учебном заведении к представителям других религий или атеистам?
Чтобы вы могли лучше разобраться в подобных вопросах, предлагаем вашему вниманию статью о принципах работы методистских учебных заведений, написанную директором школы «Труро» и опубликованную в сокращении в каталоге «Школы-пансионы Великобритании 2019».
Наряду с англиканством методизм является одним из самых распространенных религиозных течений в Соединенном Королевстве. К методистским школам относятся, например:
- Truro School (Корнуолл),
- Culford School (графство Саффолк),
- Farringtons School (Большой Лондон),
- Kent College, Canterbury (Кентербери),
- Kingsley School, Bideford (графство Девон),
- Kingswood School (Бат),
- The Leys School (Кембридж),
- Queen’s College, Taunton (графство Сомерсет),
- Queenswood (графство Хартфордшир),
- Rydal Penrhos School (Уэльс),
- Shebbear College (графство Девон).
Основатель методизма Джон Уэсли говорил первым методистским педагогам: «Унция любви стоит фунта знаний». И любовь до сих пор остается главной ценностью для всех школ, основанных на философии этого мыслителя.
В методистских школах гордятся тем, насколько легко и без претензий в школьное сообщество принимают новых людей. Здесь уважают личность, чтут порядок, ценят отношения и стремятся к совершенству в самом широком смысле (в учебе, внеклассных занятиях и жизни в целом). Педагоги стараются сделать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя частью чего-то большего; они горят желанием улучшать жизнь своих воспитанников и знают, что те способны совершать невероятные вещи.
Все образовательные мероприятия направлены на то, чтобы объединять умы и души, и на то, чтобы дети всегда осмысливали полученные знания. Методистские школы работают во взаимовыгодном партнерстве друг с другом в рамках более широкого сообщества, к которому принадлежат. В этом особом подходе к образованию, при котором реализуются понятные христианские ценности, и заключаются основы философии методистских школ, и «Труро», будучи одной из них, придерживается данных принципов во всем.
Миссия методистских школ:
- быть заботливой христианской семьей, заинтересованной в полном раскрытии потенциала каждой личности, уважать не только академические достижения, но и личностные особенности каждого ученика;
- придерживаться высоких образовательных стандартов в учебе, культурных и спортивных мероприятиях, прививать интерес к учебе и поддерживать дисциплину вне зависимости от академических способностей ребенка;
- взаимодействовать с сообществом, в рамках которого и для которого школы работают;
- применять христианские ценности в теории и на практике, сделать изучение религии одной из сильных сторон учебной программы, при этом принимая в сообщество представителей других религий и атеистов согласно принципам открытости и толерантности;
- побуждать учеников критически оценивать стандарты и ценности современного общества, позволять им открывать в себе и развивать личную веру, которая послужит для них жизненным ориентиром.
В соответствии со своим пониманием этой миссии администрация «Труро» стремится сделать из детей уверенных в своих силах, толерантных энтузиастов, которые получают удовольствие от командной работы и готовы к тому, чтобы менять мир к лучшему. Сегодня известны случаи, когда дети оканчивают школу с отличными оценками, но так и не могут добиться успеха за пределами учебного заведения. Именно поэтому в школе верят, что, несмотря на несомненную важность результатов экзаменов, образование – это нечто гораздо большее. Безусловно, важно понимать новые концепции умом, но настоящее познание начинается там, где ребята могут пропустить свой опыт через сердце и перейти на новый жизненный этап.
В методистских школах стараются соблюдать баланс между уроками и внеклассными занятиями, чтобы воспитать всесторонне развитых молодых людей с твердым характером, готовых постоять за свои убеждения. Огромный перечень внеклассных мероприятий позволяет ученикам как улучшить свои навыки в той или иной сфере, так и попробовать нечто совершенно новое, таким образом, помогая им полностью раскрыть свои дарования.
По мере взросления детям дается возможность расширять свои горизонты и достигать максимально возможных результатов. Например, они могут поучаствовать в двухдневном походе по национальному парку «Дартмур» в группе из шести человек при протяженности маршрута более 85 километров, развивая навыки работы в команде, или пройти девятимесячную программу наставнической работы с младшими учениками, совершенствуя свои лидерские способности. Для прохождения «золотого» уровня соревнований на приз герцога Эдинбургского или участия в походе «Десять вершин» необходимы решительность и твердость. Зато в итоге у ребят остается бесценное сознание успеха, ощущение, что для них нет ничего невозможного, и это помогает им справляться с жизненным трудностями, опираясь на положительный настрой и развитое упорство в достижении целей команды.
Все это возможно благодаря талантливым и преданным педагогам, которые сопровождают детей в течение всех школьных лет, выстраивая конструктивные, доверительные отношения со своими воспитанниками. Методистские школы – это организации, в которых реализуется творческий, новаторский, прогрессивный подход к образованию и при этом обеспечивается наивысший уровень ухода за детьми.
Уход и поддержка – залог успеха и личностного роста каждого ребенка, потому что это дает им возможность достигать успехов в учебе и общественной жизни. Учителя вдохновляют ребят мыслить самостоятельно и развивать в себе независимость, но при этом делают всё, чтобы каждый ученик чувствовал себя защищенным, ценимым, счастливым и уверенным. Цель педагогов из методистских школ – с помощью постоянных усилий обеспечивать каждому ученику духовное, умственное и физическое благосостояние, создавать безопасное и комфортное окружение, в котором легко расти. Здесь работают над тем, чтобы ученики уважали самые разные взгляды и верования других людей и развивались сами. Так строится сообщество, где все друг другу помогают.
С помощью недавно разработанной программы личностной, общественной, медицинской и экономической грамотности (PSHEE), преподаваемой всем возрастным группам, в школе «Труро» продвигают ценности терпимости и взаимопонимания, подчеркивают важность уважения к себе и окружающим. На регулярных собраниях в церкви, проводимых в том числе директором школы, учеников призывают обдумывать вопросы веры и религии, а также высказывать собственную точку зрения по вопросам социальной справедливости.
Одна из важных особенностей всех методистских школ – участие в работе, связанной с помощью нуждающимся во всем мире. Это помогает ребятам осознать свою ответственность как граждан «глобальной деревни».
В этом контексте ученики имеют возможность:
- участвовать во встречах и проектах организации «Международная амнистия»;
- координировать работу школьного благотворительного комитета;
- принимать участие в экспедициях «Мировой вызов» в Хорватии, Перу, Индии (сама поездка – лишь небольшая часть полуторагодичной программы, развивающей лидерские и организаторские способности учеников).
Кроме того, дети помогают поддерживать связи с партнерскими школами в таких странах, как Уганда: раз в два года группа старшеклассников имеет уникальную возможность посетить школы, пообщаться с их руководством и учениками, поработать в детском приюте. Вот слова одного ученика из числа посетивших Уганду в 2015 г.: «Это путешествие стало потрясающим опытом для всех участников. Это было в равной мере трогательное, сложное, вдохновляющее и невероятно воодушевляющее приключение. Мы уже не можем дождаться сентября, чтобы поделиться своими открытиями со всей школой».
Кампусы школ растут, развиваются и меняются со временем, но в сердце каждого методистского сообщества без исключений находится церковь. Краеугольный камень часовни школы «Труро» был заложен в 1927 г. тогдашним принцем Уэльским, герцогом Корнуолльским. На камне высечен девиз: Esse Quam Videri, – что в переводе с латыни означает: «Быть, а не казаться». В школе делают все для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя уверенно, чтобы в итоге он осознал себя как личность и нашел смысл своей жизни.
Джон Уэсли завещал:
«Делай все добро, которое можешь;
Всеми средствами, какими можешь;
Всеми способами, какими можешь;
Повсюду, где только можешь;
В любое время, в которое можешь;
Всем людям, кому можешь;
Так долго, как только можешь».
Эти слова до сих пор являются стимулом для всех участников Ассоциации методистских частных школ.
Об авторе
Эндрю Гордон-Браун – директор школы «Труро», занимает пост с января 2013 г. Окончил Кейптаунский университет по специальности «торговля»; получил степень магистра по сельскохозяйственной экономике в Оксфордском университете. Работал в инвестиционных банках лондонского Сити, после чего решил сменить карьеру и переквалифицировался в педагога, окончив курс в Глостерширском университете. Преподавал в колледжах «Рэдли» (Абингдон) и «Стонихерст» (графство Ланкашир). Увлекается греблей. Принимал участие в Олимпийских играх 1992 г. в составе команды ЮАР и в регате Оксфорд – Кембридж 1994 г. в составе команды Оксфордского университета.