Тимур Евтушенко, ученик школы Millfield Prep, рассказывает о том, чем отличается учеба в британской и украинской средних школах.
Что рассказывают нескучные учителя
Мое первое впечатление от школы было – ух ты! Здесь очень интересные учителя. Они совершенно не скучные. У нас в Украине бывают скучные учителя, а там они все интересные. Например, наш учитель английского мистер Сил три года жил в Китае, он прекрасно знает китайский. А его жена c Тайваня, он там тоже жил. Еще он много раз бывал в Исландии, и она ему очень нравится. Он нам даже фотографии свои оттуда показывал. Меня особенно заинтересовали исландские лошади. Учитель рассказывал, что они могут бегать по-особенному, не так, как все остальные лошади.
Мой любимый преподаватель – мистер Клоуз. Он, кроме того что ведет историю, еще управляет нашей резиденцией, а также является заместителем директора. Он очень смешной: постоянно ходит, ходит везде, начинает говорить тихо-тихо, а потом вдруг как крикнет. Нас это очень смешит. Историю здесь преподают не так, как у нас. В украинских школах просто говорят: вот вам учебник, прочитайте то-то и выполните такое-то задание, ответьте на вопросы. А здесь учитель больше с учеником разговаривает – постоянно спрашивает, все ли понятно, помогает ему. На уроках истории письменные задания мы выполняем нечасто. Просто нам задают вопросы, и мы отвечаем. Иногда смотрим видео про разные исторические события.
Никто не чувствует себя глупым
В Украине классы примерно по 30 человек. У меня в классе было, по-моему, 28. Мой класс в Великобритании – это 11 человек, а в самом маленьком вообще только восемь учеников. По способностям нас разделяют на несколько уровней и три группы. Уровни E, D, DD – это одна группа, для самых способных. A и R – другая группа, средняя. И есть L и Y – самые низкие уровни.
Но все зависит не только от успеваемости. Например, если ты дислексик, то будешь в L или Y, смотря насколько тяжело у тебя проявляется дислексия. Дислексия – это когда ты читаешь и у тебя перемешиваются буквы. Или просто тебе очень сложно писать, то есть ты пишешь, например, р вместо л. Я впервые узнал об этом в Англии. В Украине тоже могут быть дислексики, но никто просто ничего с этим не делает. Несмотря на уровни, здесь все относятся к дислексикам совершенно обычно. Они обычные люди, просто читать и писать – это их главная проблема, вот и все.
Еще, если говорить о способностях, то в Украине бывало такое: ты не успеваешь за другими детьми – и тебя считают тупым. Даже если ты все правильно сделаешь, но медленно, учитель даже не обратит на тебя внимания. А в британской школе, чтобы таких казусов не было, тебя определяют в одну или другую группу. То есть здесь распределяют не только по тому, насколько ты умный, но и насколько ты быстро работаешь и оцениваешь ситуацию. Даже на экзаменах нас разделяют по уровням: для одной группы – задания базовой сложности, для другой – средней, а для третьей – высокой.
Тебя не будут называть дураком, если ты просто плохо выполнил задание. Например, ты сдавал экзамен на самом низком уровне и сдал, скажем так, не очень – на средний балл. Из твоих друзей тебя никто за это гнобить не будет. Если чего-то не понимаешь, учитель не будет на этом заострять внимание. Вот как, например, у меня было с учителем по математике: я немножко волновался перед экзаменом и тогда просто к нему подошел, спросил, он мне все объяснил – и все.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Мне больше всего нравятся естественные науки: химия, физика и биология. И математика тоже нравится. Эти науки интересные. Кстати, по математике у нас классный учитель. А на химии мы ставили эксперименты: нам давали реактивы – и мы их смешивали. Есть два специальных вещества, я не помню какие, их забрасываешь в пробирку, заливаешь кислотой – и получается такой пшик, что лучше подальше отойти. Еще можно было взять кусочек вроде как железной руды и сульфат – и получается сульфат железа. Их надо над огнем жарить, тогда все это согревается и делает пф-ф!
Мы также занимаемся рисованием, лепкой из глины. Программа по рисованию и лепке – обязательна для всех. Но ее можно выбрать и как внеклассный кружок. Еще мы будем делать из папье-маше свои большие проекты. Ребята из нашей школы уже сделали гигантский скейт-парк для трюков на фингербордах. Это такие маленькие скейтборды, которые управляются пальцами. Их еще называют Tech Deck – по названию производителя. Ребята просто их обожают и для этого сделали целый скейт-парк. Он как стол по размеру.
Директор школы – миссис Шейлер – не жалеет денег на кафедру искусства: у нас там самые дорогие краски, все-все есть, и можно всем пользоваться. А если, например, сломалась какая-нибудь кисточка – она взамен купит десять новых.
Еще у нас преподают иностранные языки. Можно было выбрать испанский или французский. Я сейчас учу испанский, потому что мне он больше нравится. Один из обязательных предметов – кулинария. Мы очень много готовим. Готовили китайскую лапшу, яблочный крамбл (пирог) и кастард – заварной крем.
Все записывать на доске не принято
В нашей школе такого не бывает, чтобы вызывали к доске и мы на ней что-то писали. Но моя подружка Саша из России по привычке все еще говорит на уроке: «Можно я пойду на доске это напишу?», а ей – «Нет, нельзя». Здесь так не принято. Тем более доска – электронная. В каждом классе есть проектор и интерактивная доска, на которой можно пальцами все делать. Это обязательно в каждом классе, даже в самом старом и даже в арт-классе есть. А, например, в кулинарной мастерской – камера сверху, которую нам тоже разрешают использовать: если ты не видишь чего-то, учительница дает одному человеку пульт, он наводит камеру – и все видно.