В школе-пансионе Ryde School, расположенной на острове Уайт у южного побережья Англии, для учеников выпускных классов (Sixth Form) доступно сразу несколько учебных программ: IB, A-level, а с недавнего времени и карьерно-ориентированная программа IB (IBCP). Чуть подробнее об особенностях каждой из них рассказывает в своей статье начальник отдела непрерывного образования Стивен Бакстер.
В подавляющем большинстве частных школ Великобритании в Sixth Form (12-й и 13-й классы) предлагается одна из двух программ обучения: либо IB («международный бакалавриат»), либо A-level. Ученики-иностранцы, приезжающие учиться в Великобританию, сталкиваются с необходимостью делать выбор между ними, хотя об обеих они, скорее всего, слышат впервые.
IB («международный бакалавриат»)
Программа IB, предполагающая изучение широкого спектра предметов и построенная на строгих общеобразовательных принципах, дает ребятам возможность добиться высоких результатов в учебе и закрепить связи между учебными дисциплинами, применяя знания в глобальном контексте. Ученики выбирают шесть предметов, три из которых изучаются углубленно. Кроме того, за два года обучения дети проходят так называемое «ядро» IB: теорию познания, «Творчество, действие, служение» (CAS) и развернутое эссе – все эти элементы программы рассчитаны на то, чтобы расширить кругозор учеников и помочь им стать гражданами мира.
Престиж и доступность программы IB в Великобритании заметно растут последние десять лет или около того. Университеты охотно принимают выпускников IB, а в некоторых случаях даже отдают им предпочтение.
A-level
Исторически программа A-level считается «золотым стандартом» британского образования. По окончании GCSE шестнадцатилетние ученики сдают экзамен по нескольким предметам – всего их от 9 до 12. Затем можно продолжить учебу еще на два года, выбрав три предмета для углубленного изучения по программе A-level. Ученики сами выбирают предметы, прокладывая себе путь к дальнейшему обучению в университете и трудоустройству. Таким образом, ученик, более способный к точным наукам, может выбрать математику, физику и химию. А тот, кто более склонен к изучению языков, может изучать английский, французский и испанский.
Сторонники A-level рассматривают специализацию на столь раннем этапе как преимущество, а критики данной программы уверены, что в это время детям необходимо широкое образование, позволяющее не слишком сужать перспективы на будущее.
Карьерно-ориентированная программа IB (IBCP)
C сентября 2015 г. в школе «Райд» также внедряется программа IBCP. IBCP – это сочетание трех академических и трех профессиональных предметов. Последние преподаются на третьем уровне по системе RQF (то есть на том же уровне, что и предметы на IB и A-level), и это 1) судовое машиностроение, 2) спорт и внешкольное обучение, 3) финансы. В основе курса лежат развитие личностных и профессиональных навыков, изучение иностранного языка и служение обществу. Выпускники IBCP – настоящие граждане, знающие, что такое этика и полностью подготовленные к погружению в мир деловых и профессиональных отношений.
IBCP отлично подойдет ученикам, желающим продолжить школьное обучение, но при этом развить навыки, необходимые для трудоустройства и построения карьеры. Это комплексная программа с полноценной академической составляющей и реальным опытом практической работы при изучении трех профессиональных предметов. Сочетая в себе школьную учебу и отраслевую практику, IBCP дает знания и навыки, которые в дальнейшем понадобятся молодым людям на рабочем месте.
IBCP также подходит для поступления в университет, причем выбор доступных специальностей высшего образования довольно широк. Выпускники IBCP имеют достаточно баллов для подачи заявок через UCAS и демонстрируют прекрасные академические навыки и знания.
Мировая экономика изменяется, и важно, чтобы ученики, готовясь к будущему трудоустройству, приучались мыслить глобально и осознавали свою ответственность как граждане целого мира. IBCP дает им такую возможность.
Какую бы программу ученик ни избрал – A-level, IB или IBCP, – этот выбор должен основываться прежде всего на его будущих потребностях, текущих способностях и интересах. Это гарантированно улучшит результаты обучения и поспособствует развитию его талантов. В хорошей школе ребенку всегда помогут сделать выбор, который приведет его к максимальному успеху, в том числе в том, что касается трудоустройства.